Наша молодежь вне подозрений: почти вся – в состоянии анабиоза
Прочла на днях обширное интервью с директором Института философии, политологии и религиоведения МОН РК Заремой Шаукеновой. Интервью заканчивается тем, что профессор отмечает: «Социология неплохо знает, как именно тратят свое время граждане. На работу, учебу. Сон и спорт. Но необходимы более глубокие изыскания в такой области, как свободное время. А что люди делают в минуты отдыха? Как распоряжаются свободным временем? Любопытно, что по данным опросов, две трети молодых казахстанцев, не достигших 18-летнего возраста, предпочитают проводить свободное время в развлекательных центрах, кинотеатрах, на сомнительных вечеринках без участия родителей. И даже в ночных клубах, хотя это и запрещено. Жизнь показала, что у молодых людей в Тунисе, Египте и на украинском майдане была масса свободного времени…». Это конец цитаты и интервью. Цитирую без купюр из газеты «Весь мир».
Вот, оказывается, как! Если у молодежи прорва свободного времени, и ей некуда девать энергию, значит, тогда она беспременно выходит на площади с протестом?! Странно, я, как и все в мире, полагала: в Египте и Тунисе люди протестовали от отчаянья, против нищеты и безработицы, в надежде изменить как свое будущее, так и будущее страны. И на киевском майдане юноши и девушки стояли не от нечего делать, а оттого, что их не устраивала ситуация в родном государстве. Добавлю: в далеком декабре 86-года ребята-казахи вышли на площадь имени Л.И.Брежнева тоже не просто досуг провести. Другой вопрос, чем обернулись все эти массовые протесты… Но и в том, и в другом, и в третьем, и в сто двадцать пятом случае личное свободное – и подчеркну, бесконтрольное - время само по себе, мне кажется, не таит в себе угрозы бунта, погромов и просто протестного потенциала. И вообще, у каких молодых людей в нашей стране больше всего свободного времени? У мажоров. Вся их жизнь – сплошной досуг и нескончаемые вечеринки. Кто же будет протестовать против жизни-праздника?! Есть, правда, еще юные бомжи, у них тоже масса свободного времени, но в протестный электорат их не запишешь при всем желании. У остальной молодежи досуг весьма незатейлив. Ведь что такое свободное время? Время, не занятое учебой, работой и бытом. У большинства его мало, и большей частью оно уходит на восстановление сил. Социологи все чаще оперируют термином «бездеятельный отдых», поскольку деятельный - культурный и спортивный - требует постоянных финансовых вложений и фиксированного времени. Поэтому нынешний досуг молодежи – социальные сети и те самые «сомнительные вечеринки без участия родителей». Конечно, лучше и безопаснее, если бы юноши и девушки ходили в ночной клуб строем, под контролем родителей, а еще лучше - вместе с педагогами и участковыми, но тогда это будет не вечеринка, а исключительно обсуждение вприпляс «Нурлы жол». Свободное время молодых казахстанцев отдано почти исключительно развлечениям. По телевизору говорят: влияние зловредного Запада. Но мы такого положения вещей сами добились, сделав платным все, что может способствовать росту души, ума и здоровья. Развлечения, правда, тоже не бесплатные. Но они – самые доступные по цене и дают ощущение вписанности в современный мир. Вопрос казаться или быть давно решен в пользу имиджа. Вся наша молодежь добровольно зависима от гаджетов-виджетов. И в массовом порядке выйдет с протестом только в одном случае: если ей перекроют доступ к смартфонам, компьютерам и Интернету.
Дети эпохи потребления живут в параллельной реальности. Рядом и отдельно. Всё понимают, ни во что не намерены вмешиваться и как огня боятся инициативы и ответственности. Всё делают - по приказу и указке свыше. Сами по себе они могут только развлекаться. Поступки совершить не в состоянии, на это нужно напряжение воли. Протестовать и вообще высказываться (большей частью анононимно) могут только в сети. Выйти за ее пределы им лень. Они не уроды. Милые, приятные люди. Здравомыслящие. На любое предложение у них один вопрос-ответ: а смысл? Поэтому, когда в канун праздника Независимости алматинских студентов досрочно отправляли на каникулы подальше от мегаполиса, мне было до обидного смешно: им и в голову не пришло бы коллективно выражать какое-то недовольство – себе дороже. Чувство общности и солидарности со страной как единым целым у них атрофировано. Нашими же усилиями. Мы, взрослые дядьки и тетки, за два последних десятилетия так старательно чистили мозги молодым, что они стали, как дрессированные котята. Так чего же ворчим, что они безответственны, индифферентны и инфантильны? Мы к этому их приучили. Имеем результат - поколение потерянной молодежи.
…Перед новым годом была на записи одной передачи вместе с директором фонда Transparency Kazakhstan Натальей Малярчук и президентом ОФ «Стратегия» Гульмирой Илеуовой. Они рассказали о результатах своих социсследований. Вывод такой: Алматы не является носителем протестного электората. Это миф. Молодежная среда, часто являющаяся носителем деструктивных идей, здесь вполне умеренна. Уровень конформизма студентов просто зашкаливает. Пассионарность у подрастающего поколения отсутствует начисто. Так что высылать за пределы города на праздники алматинских студентов нет никакой необходимости. Наша молодежь вне подозрений. Почти вся – в состоянии анабиоза. Коллеги также рассказали, где, по данным социологических опросов, наименьший уровень лояльности к власти. Где бы вы думали? В Астане! В городе чиновников и самой власти…. Еще раз перечитала интервью с Шаукеновой. Профессор-социолог точно знает всё это куда лучше меня. Значит, что-то недоговаривает про молодежь и ее свободное время или на что-то, неведомое мне и широким массам, в этой связи намекает? Как вы думаете?