В Казахстане усиливаются обсуждения перехода на авиационное топливо SAF

208 просмотров
0
Аналитическая служба Ratel.kz
Вторник, 18 Ноя 2025, 10:00

Эксперты предупреждают, что это скажется на национальной безопасности страны

В Казахстане вновь активизировались дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на более дорогое «зеленое». На так называемое устойчивое авиационное топливо SAF (Sustainable Aviation Fuel). На официальном Telegram-канале Министерства энергетики страны был опубликован материал о планах реализации проекта по производству SAF.

Проект обсуждался на встрече вице-министра энергетики Кайырхана Туткышбаева с директором Европейского и Североатлантического регионального бюро Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Николя Ралло. В ходе переговоров также рассматривались перспективы сотрудничества с американской компанией LanzaJet по запуску производства устойчивого авиационного топлива в Казахстане.

По данным министерства, развитие SAF рассматривается как важная часть «зеленой» трансформации страны. Вице-министр отметил, что внедрение таких технологий позволит сократить выбросы парниковых газов в авиационном секторе. Он также сообщил, что отечественные НПЗ готовы перейти на выпуск топлива Jet A-1, а его производство планируется увеличить до 1,7 млн тонн в год к 2032 году.

В сентябре стало известно, что «КазМунайГаз» и LanzaJet перешли к следующему этапу разработки проекта. В Нью-Йорке состоялась встреча председателя правления КМГ Асхата Хасенова с руководством LanzaJet, включая CEO Джимми Самарциса и вице-президента Стефана Тиона. Стороны обсудили итоги технико-экономического обоснования и согласовали дальнейшие шаги по строительству завода по выпуску SAF. По итогам переговоров было подписано рамочное соглашение. Прогнозируемый спрос на SAF в Казахстане к 2030 году может достичь 70 тыс. тонн в год.

Характеристики и ограничения для нового топлива

Напомним, SAF представляет собой топливо нового поколения, производимое из возобновляемого сырья и обеспечивающее сокращение выбросов до 95% при смешивании с традиционным керосином Jet A-1. LanzaJet является одним из лидеров в технологиях «alcohol-to-jet», разработанных при участии Национальной лаборатории Министерства энергетики США.

Сегодня Казахстан использует иные («советские») марки реактивного топлива – РТ, ТС и ТС-1, замерзающие при температурах от –60 до –70°C. Для сравнения, Jet A-1 замерзает при –40…–47°C и не может храниться совместно с используемыми сегодня видами топлива. Кроме того, стоимость производства SAF в 2,5–3 раза выше стоимости традиционного топлива, применяемого в стране.

Ключевые разногласия

Попытки перевести отечественную авиацию на Jet A-1 предпринимались уже десять лет назад, однако проект был заморожен.

Эксперты и отраслевые участники тогда указали на три ключевые проблемы.

Проблема первая – инфраструктура хранения. Все действующие топливные службы аэропортов рассчитаны на РТ, ТС и ТС-1. Для SAF и Jet A-1 требуются отдельные склады и резервуары, что потребует значительных инвестиций, которые в конечном счете могут быть переложены на авиакомпании и пассажиров.

Проблема вторая – температурные риски. В северных регионах Казахстана зимние температуры часто опускаются ниже уровня замерзания Jet A-1, что может привести к ограничению работы аэропортов.

Проблема третья – национальная безопасность. Военные воздушные суда Министерства обороны используют исключительно РТ, ТС и ТС-1. Применение других видов топлива, включая SAF и Jet A-1, не допускается.

Опасения критиков проекта

Некоторые специалисты выражают обеспокоенность экономической целесообразностью перехода на SAF, указывая на высокую себестоимость. Также отмечается, что в ряде западных стран проекты по производству биотоплива столкнулись с сокращением или закрытием из-за экономических факторов и изменения климатической повестки.

Тем не менее Казахстан продолжает изучать возможности внедрения SAF, рассматривая проект в контексте долгосрочной стратегии декарбонизации и развития технологий следующего поколения.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента