Что нас сдерживает в развитии
Малайзия может дать Казахстану пару важных уроков. Во-первых, как уменьшить зависимость от сырьевой ренты (диаграмма 1). Во-вторых, как преодолеть авторитаризм и развить демократию (диаграмма 2).
Но Малайзия при всех своих успехах, как и Казахстан, никак не может выбраться из ловушки средних возможностей.
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Как Малайзия добилась снижения природной ренты
С момента получения независимости в 1957 г. экономическая политика Малайзии была ориентирована на импортозамещение и экспорт сырья (нефть, руда олова, каучук и пальмовое масло). В промышленности преобладали трудоемкие предприятия, не требовавшие больших инвестиций в основной капитал.
В 1981 г. премьер-министром страны стал МАХАТХИР Мохамад, который коренным образом поменял экономическую политику страны. Ставка была сделана на привлечение иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, а экспортироваться были должны товары более высоких переделов. Были созданы государственные фонды и компании, целью которых было развитие передовых для того времени отраслей экономики.
Надо признать, что у Махатхира в целом все получилось. Доля экспорта сырья стала сокращаться, в то время как экспорт продукции обрабатывающей промышленности рос.
Диаграмма 3.
Конечно, возникает вопрос: почему в Казахстане, который делает все то же самое, аналогичный результат никак не получается?
Во-первых, даже с учетом того, что Малайзия в те времена была государством авторитарным, закон в ней был сильнее, чем у нас сейчас. Соответственно, права инвесторов были защищены лучше, чем в нашей стране сейчас, и инвесторы не боялись вкладываться в проекты с длинными сроками окупаемости.
Во-вторых, в восьмидесятые годы прошлого века развитые западные страны выносили промышленные производства в страны третьего мира, где были дешевая рабочая сила и значительные налоговые льготы. Сейчас эта тенденция практически сошла на нет.
Реплика в сторону. У нас в стране все пытаются воспроизвести успешные рецепты прошлого. Однако обстоятельства сильно поменялись – то, что срабатывало 40-50 лет назад, сегодня уже работает гораздо хуже. Пока мы не найдем собственные рецепты обустройства страны, так и будем недоумевать почему у нас мало что получается.
Как Малайзия встала на путь демократизации
Сегодня премьер-министром страны является Анвар ИБРАГИМ, человек, долгое время находившийся в оппозиции к власти и дважды обвиненный в гомосексуализме, что в Малайзии является уголовным преступлением. Я ничего не знаю про сексуальную ориентацию премьер-министра Малайзии, кроме того, что он женат и имеет детей. Но очевидно, что оба раза его обвиняли именно по политическим мотивам за его оппозиционную деятельность. Тем удивительнее, что человек с таким бэкграундом в мусульманской стране победил на выборах и стал премьер-министром. Это хорошо иллюстрирует движение Малайзии от авторитаризма к демократии.
С момента получения Малайзией независимости в ней доминировала одна партия - Объединенная малайская национальная организация (ОМНО), которая создала альянс с двумя другими национальными партиями: Китайской ассоциацией Малайзии (КАМ) и Индийским конгресом Малайзии (ИКМ).
ОМНО бессменно находилась у руля с 1957 г. по 2018 г. В стране установился авторитарный режим с внешними признаками демократии, "Диктатура обмана" в терминах С. ГУРИЕВА и Д. ТРЕЙСИ. Но руководству Малайзии было важно для привлечения иностранных инвесторов демонстрировать, что закон в стране работает. И он работал, хуже, чем в правовом демократическом государстве, но лучше, чем у нас сейчас.
На рубеже веков произошло важное событие: конфликт между Махатхиром, который тогда был премьер-министром, и его бывшим соратником Анваром Ибрагимом, перешедшим к нему в открытую оппозицию. Махатхир инициировал обвинение Ибрагима в коррупции и гомосексуализме, за что тот сел в тюрьму. Пока все шло как положено. Но в 2003 г. с Ибрагима сняли обвинения в коррупции, а в следующем году сняли обвинения в гомосексуализме. Это уже нехарактерно для авторитарных режимов. Во всяком случае, у нас такое трудно представить.
Сработало три фактора. Во-первых, Махатхир перестал быть премьер-министром, а для его преемника Ибрагим не представлял опасности. Во-вторых, всю мировую прессу обошли фотографии Ибрагима со следами побоев. Шеф полиции позже признался, что он лично избил политика в камере. Руководству Малайзии надо было показать, что в стране закон имеет значение, и оно не могло игнорировать факт применения к оппозиционеру насилия. В-третьих, сыграли свою роль выступления оппозиции против беззакония.
Во второй раз Анвара Ибрагима обвинили в гомосексуализме в 2008 г., когда возглавляемая им оппозиционная партия набрала достаточно большое количество голосов на выборах. Первый суд оправдал Ибрагима, но апелляционная инстанция утвердила обвинения, и он был снова посажен в тюрьму.
Пока Ибрагим сидел в тюрьме, Махатхир создал свою оппозиционную партию и вступил в союз с партией Ибрагима. Объединение оппозиционных сил и коррупционный скандал вокруг действующего премьера Наджиба РАЗАКА, который погрел руки на суверенном фонде национального благосостояния Малайзии "1Malaysia Development Berhad" ("1MDB"), привели к тому, что оппозиция победила, а Махатхир в свои 92 года вновь стал премьер-министром.
Covid-19 привел Малайзию к политическому кризису, когда практически за год в отставку ушли два премьер-министра. На досрочных выборах в ноябре 2022 г. победил "Альянс надежды" во главе с Анваром Ибрагимом.
Может быть, еще рано говорить об устойчивости процесса демократизации в Малайзии. Высокая доля бедного и малограмотного населения несет в себе риски для демократии. Но тенденция дает надежду.
Почему Малайзия все еще не выбралась из ловушки средних возможностей
Ставка на иностранные инвестиции привела к тому, что в Малайзии сложилась сохранилась дуалистичная структура, при которой быстро развивалась экспортная промышленность, созданная иностранными инвесторами, а местные предприниматели, работающие на внутренний рынок, производство наращивали очень медленно.
Бизнес, в первую очередь созданный малайцами, избыточно опекался государством. Это привело к тому, что предпринимательские способности атрофировались. Когда в восьмидесятые годы прошлого века как реакция на низкую эффективность государственных компаний была проведена частичная приватизация, она ожидаемого результата не принесла. Приватизированные предприятия набирали слишком много кредитов, по которым не могли расплатиться, а также не могли и не хотели тратить необходимые деньги для исследований и разработок в области новых технологий. В результате власти Малайзии провели ренационализацию ранее приватизированных предприятий.
Другая важная проблема, которая так и не была до конца решена – высокий уровень бедности и имущественного расслоения. Доля населения, имеющего 50% от медианного дохода, составляет примерно 17%. Для сравнения, в Южной Корее доля такого населения 12%. Коэффициент Джини в Малайзии равен 41 – это очень много.
Одна из основных причин такого расслоения и бедности – так и не проведенная аграрная реформа. В сельском хозяйстве Малайзии большое место занимают плантации, принадлежащие иностранцам. Работают на них в основном мигранты. Местные крестьяне были и остаются малоземельными. Часть из них по разным государственным программам переселили в города. Но проблема сельской бедности все еще не решена.
Инфантилизм бизнеса, порожденный избыточной государственной поддержкой, и высокий уровень бедности – эти факторы не дают Малайзии вырваться из ловушки средних возможностей. Нас они тоже сдерживают в развитии.
Фото: inbusiness.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!