Авиация
Продолжение. Начало здесь и здесь.
Война в небе Украины
Господство в воздухе является важным фактором обеспечения успешных действий на земле, что в наступлении, что в обороне. Российские вооруженные силы имели неоспоримое превосходство в авиации над Украиной перед началом вторжения, что можно увидеть в таблице 1. (В данные по России включены самолеты морской авиации). Конечно, приведенные сведения приблизительные, но общее представление о соотношении сил дают. Однако оценивать потери сторон по ним, наверное, не стоит.
Таблица 1. Соотношение сил авиации России и Украины. Данные заимствованы из Military balance.
Россия | Украина | |||
На конец 2021 г. | На конец 2022 г. | На конец 2021 г. | На конец 2022 г. | |
Ударные вертолеты | 407 | 369 | 35 | 35 |
Истребители | 252 | 252 | 70 | 50 |
Многоцелевые истребители | 471 | 455 | 14 | 0 |
Штурмовики | 310 | 297 | 31 | 20 |
Отдельно приведем данные по бомбардировщикам авиации дальнего действия (таблица 2), которая активно участвует в боевых действиях, совершая пуски крылатых ракет по Украине.
Таблица 2. Количество самолетов авиации дальнего действия. Данные заимствованы из Military balance.
На конец 2021 г. | На конец 2022 г. | |
Tu-22M3 Backfire C | 60 | 60 |
Tu-95MS Bear | 42 | 33 |
Tu-95MS mod Bear | 18 | 27 |
Tu-160 Blackjack | 7 | 7 |
Tu-160 mod Blackjack | 7 | 7 |
В 2022 г. количество Tu-95MS mod Bear поменялось за счет модернизации просто Tu-95MS Bear. Поэтому количество последних уменьшилось, а первых, соответственно, выросло. В первые два месяца войны обе стороны рассказывали истории об успехах своей авиации, которые были слабо подкреплены фактическим материалом. Тем не менее, как теперь уже очевидно, России несмотря на численное превосходство господство в воздухе завоевать не удалось. В противном случае бои за Северодонецк и Лисичанск не затянулись бы на три месяца, а украинское наступление под Балаклеей не было бы таким успешным. Можно предположить, что, даже если потери в вертолетах и самолетах у ВКС РФ были незначительными, они все равно показались российскому военному руководству неприемлемыми.
Надо полагать, что свою роль сыграли различные зенитные комплексы, поставки которых начались еще весной 2022 г. Это ПЗРК Martlet, Mistral, Starstreak, Piorun и ЗСУ Gepard (первые установки пришли в июле 2022 г.).
Осенью 2022 г. и зимой 2023 г. западные страны продолжили поставки средств ПВО Украине. Она получила от Франции ЗРК Crotale NG, от Испании - ЗРК Spada Aspide, от Норвегии - ЗРК NASAMS и от США - ЗРК Patriot. Франция и Италия в мае этого года начали поставлять ЗРК SAMP/T (это их совместная разработка).
Очевидно, что ВСУ насыщается средствами ПВО, но их пока явно недостаточно. Российские ракеты и иранские беспилотники прямо сейчас прорывают украинскую противовоздушную оборону. А российская фронтовая авиация играет свою важную роль в противодействии украинскому наступлению.
Поэтому неслучайно, что украинское руководство просит западные страны поставить Украине авиацию. Речь идет об американских многоцелевых истребителях F-16.
Авиация НАТО
F-16 свой первый полет совершил в 1974 г., а на вооружение был принят в 1978 г. Если судить не по ТТХ и боевым возможностям, оставим это специалистам, а по возможности сохранения секретных технологий, которые могут попасть не в те руки, то F-16 - вполне подходящий самолет. Последние модернизации пришлись на конец 90-х и начало нулевых. Сейчас в США реализуется программа по замене F-16 на F-35 Lightning II. Всего на вооружении основных членов НАТО стоит 515 единиц F-16 разных модификаций. Так что источники для передачи этих самолетов Украине есть.
С другими многоцелевыми истребителями НАТО дела обстоят сложнее. F-35 Lightning II отпадает сам собой. Он один из самых современных самолетов и относится к истребителям 5-го поколения. Европейские многоцелевые истребители также имеют современные секретные технологии, поэтому европейские правительства вряд ли захотят передавать их Украине.
В целом, если говорить об истребителях и многоцелевых истребителях, то количественное превосходство (качественное пусть обсуждают эксперты) на стороне НАТО. Это видно из таблиц 3 и 4. В них приведены данные только по шести странам альянса: Великобритания, Германия, Испания, Италия, США и Франция.
Таблица 3. Количество многоцелевых истребителей в 6 крупнейших странах НАТО. Данные заимствованы из Military balance.
France | Germany | Italy | Spain | United Kingdom | United States | ИТОГО | |
F/A-18A Hornet | 0 | 0 | 0 | 84 | 0 | 851 | 935 |
F-35 Lightning II | 0 | 0 | 24 | 0 | 26 | 539 | 589 |
F-16 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 515 | 515 |
F-15 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 220 | 220 |
Rafale B | 132 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 132 |
Typhoon | 0 | 0 | 0 | 0 | 127 | 0 | 127 |
Harrier | 0 | 0 | 9 | 13 | 0 | 59 | 81 |
Mirage | 65 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 65 |
AMX Ghibli | 0 | 0 | 39 | 0 | 0 | 0 | 39 |
Итого по странам | 197 | 0 | 72 | 97 | 153 | 2184 | 2703 |
Таблица 4. Количество истребителей в 6 крупнейших странах НАТО. Данные заимствованы из Military balance.
France | Germany | Italy | Spain | United Kingdom | United States | Итого | |
Eurofighter Typhoon | 0 | 138 | 94 | 69 | 0 | 0 | 301 |
F-22A Raptor | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 165 | 165 |
F-15 Eagle | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 49 | 49 |
Mirage | 34 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 34 |
F-5B Freedom Fighter | 0 | 0 | 0 | 19 | 0 | 0 | 19 |
Итого по странам | 34 | 138 | 94 | 88 | 0 | 214 | 568 |
Достоверных сведений о том, будут ли поставки F-16 Украине, а если будут, то когда - нет. Но в любом случае поставки авиации не успеют сыграть какую-либо роль в летнею и осеннюю кампании.
Подводя итоги. НАТО имеет достаточный резерв авиапарка, чтобы помочь Украине. Внесут ли поставки авиатехники, если они случатся, перелом боевые действия - неизвестно, но обязательно станут серьезным вызовом для В. ПУТИНА.
Фото: inosmi.ru.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!