Страна попала в заколдованную петлю, из которой никак не может выбраться
Я думала это весна, а это оттепель. Песня из сериала "Оттепель".
После трагических январских событий у нас решили строить "Жана Казахстан". Объявили, что теперь все будет по-новому, даже решились на внесение изменений в Конституцию, чтобы поменять политическое устройство страны.
У нас нет доступной публичной социологии, чтобы оценить, как население страны в целом воспринимает обещанные изменения. Если оценивать по реакции в социальных сетях (нерепрезентативная выборка), то отношение к декларациям власти довольно скептическое.
Например, важный вопрос – реформирование судебной системы. Об этом же говорил президент страны на встрече с предпринимателями 19 мая 2022 г. Краеугольный камень судебной системы – независимость судьи. Независимость суда начинается с независимости судей. Но никакого движения в этом направление не видно. В действующей Конституции член Конституционного совета назначается на 6 лет. По поправкам уже в Конституционный суд – два раза по 6 лет. Это значит, что если в составе появится судья со своей независимой от власть предержащих позицией, то от него довольно легко можно будет избавиться, просто не переназначив на новый срок.
Таких примеров, когда вместо реальных изменений нам предлагается старое вино в старых, всего лишь слегка подновленных мехах, наберется довольно много. Такое впечатление, что страна попала в заколдованную петлю, из которой никак не может выбраться.
Посмотрим, как такое случилось, проанализировав ежегодные послания президентов страны народу Казахстана.
Часть 1. Первая программа: между популизмом, либерализмом и авторитаризмом
Но, как это ни парадоксально, мировой опыт показывает, что многие страны, обладающие природными богатствами,
не смогли правильно ими распорядиться и так и не вышли из разряда бедных. Из послания Н.А. Назарбаева 16.10.1997 г.
Казахстан вступил в период трансформационных реформ, не имея никакого собственного плана и никаких собственных идей - просто отрепетировали российскую либерализацию цен.
В России у правительства Е.Т. ГАЙДАРА, откровенно говоря, с идеями тоже было не густо: помимо либерализации цен это макроэкономическая стабилизация и приватизация. Макроэкономическая стабилизация провалилась по политическим причинам. А приватизация способствовала формированию современной коррумпированной системы.
В Казахстане с макроэкономической стабилизацией дело обстояло из рук вон плохо, потому что особого понимания в ее необходимости не было, о чем говорит так называемый "межзачет" в 1994 г.
К 1997 г. ВВП снизился по отношению к 1990 г. почти на 40%, потребительские цены выросли в несколько десятков тысяч раз. С другой стороны, экономика уже не падала, а рост цен замедлился. Дно было достигнуто. Правда, в 1998 г. ВВП еще раз снизился под влиянием российского кризиса, но не так сильно.
Глава государства, Н.А. НАЗАРБАЕВ, вышел к народу Казахстана со своим первым посланием, в котором изложил основные идеи новой стратегической программы развития "Казахстан-2030". В этой программе и в самом послании были не в очень явном виде заложены все те принципы, по которым мы живем сейчас.
Авторитарное государство
Казахстан не был особо демократичным и до 1997 г., особенно после принятия Конституции 1995 г., но все-таки какие-то возможности для демократического развития еще оставались. После этого программного послания ростки демократии стали последовательно и беспощадно выкорчевываться.
Н.А. Назарбаев переход к авторитаризму обосновывал необходимостью концентрации власти в одних руках для успешного проведения реформ: "Достижение высоких темпов экономического роста, в свою очередь, требует политической стабильности и устойчивости, сильных и целенаправленных реформ. А для этого необходимо профессиональное, умное, мужественное и патриотичное правительство, способное проводить в жизнь политику президента, преодолевать сопротивление старого и вести за собой сомневающихся".
Звучит, на первый взгляд, разумно и никаких угроз демократии не несет. Но в том же послании было сказано: "Нет будущего и у страны (…), где политические партии и движения «тянут» в прямо противоположные стороны, где имеются огромные дисбалансы между свободой и ответственностью средств массовой информации, либерализмом и демократией и силой государства. Одну крайность мы уже испытали, не впасть бы в другую. Я думаю, что понимание этих здравых вещей уже закрепилось в общественном сознании".
Стране было предложено, и она с этим согласилась, что политическая стабильность – это отсутствие политической конкуренции. Страна также согласилась с тем, что ответственные СМИ – это такие СМИ, которые могут писать про многое, но есть для них запретные темы. Получился яркий образчик того, что С.М. ГУРИЕВ назвал информационной автократией.
Сырьевая экономика
Н.А. Назарбаев, разумеется, прямо не говорил о том, что ставка делается на сырьевую экономику. В послании упор делался на развитии рыночной экономики: "Наша стратегия здорового экономического роста основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций".
Но все-таки первый президент несколько раз проговорился: "Мы имеем достаточные основания считать, что при благоприятных условиях в будущем весьма значительно вырастут объемы нефтегазодобывающего сектора - опорной отрасли страны, а также всей добывающей промышленности (выделено мной - Ж.А.). Это дает нам ориентир, которым следует руководствоваться при построении нашей структурной политики".
Ставка на сырьевые отрасли при том, что цены на сырье в конце девяностых были невысокими, довольно понятна. Во-первых, сырьевой сектор в наибольшей степени был ориентирован на экспорт, а это обеспечивало приток так необходимой экономике страны валюты. Во-вторых, в сырьевой сектор легче всего было привлечь иностранные инвестиции. Иностранные инвестиции должны были не просто способствовать развитию сектора, но и создать новые рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджет. Перераспределение сырьевых доходов через бюджет в социальную сферу должно было положительно повлиять на социальное благополучие всех казахстанцев. Сегодня мы знаем, что до поры до времени эта ставка себя оправдывала.
В теории развитие сырьевого сектора должно было повлечь за собой развитие других секторов экономики, от обрабатывающей промышленности до сектора услуг, которые со временем должны были играть более важную роль, чем сырьевой сектор. Отрицать, что несырьевые сектора развивались нельзя, но значительных успехов в их развитии так и не случилось.
Будет несправедливо сказать, что первый президент не понимал всех рисков, связанных со ставкой на сырьевые отрасли. Вынесенная в эпиграф цитата из послания демонстрирует, что понимание было. Но, несмотря на это, сырьевой характер экономики со всеми негативными эффектами сохраняется до сих пор.
Номенклатура
Номенклатура – термин, пришедший из советской эпохи. Партийные согласовывали назначения практически на все должности - как административные, так и хозяйственные. Каждая должность согласовывалась в партийном органе соответствующего уровня. Например, в Казахстане руководители крупных металлургических комбинатов назначались и снимались с согласия ЦК КПСС.
Перечень должностей, который согласовывался с партийным органом, назывался номенклатурой партийного органа. Но должности занимают люди. И человек, занявший должность из номенклатурного списка, сам становился частью номенклатуры. В советском общественном сознании под номенклатурой понимались уже не должности, а люди. Дело в том, что человек, попавший в номенклатуру, из нее уже не выпадал. Были, конечно, исключения, обычно связанные с внутриклановой борьбой. Выведение из номенклатуры в результате интриг, как правило, сопровождалось уголовными делами, большими сроками, а в некоторых случаях, даже в пост-сталинские времена, смертной казнью.
Кому интересна тема советской номенклатуры, могу рекомендовать книгу М.С. ВОСЛЕНСКОГО, которая так и называется "Номенклатура". Спойлер: она удивительно актуальна для нашей страны и нашего времени.
В 1997 г. началась перестройка старой, сложившейся сразу после распада СССР номенклатуры и формирование новой. Новая номенклатура представляла собой синтез частично обновленной бюрократии и молодого казахстанского бизнеса. О ней применительно к сегодняшнему дню сказал К-Ж.К. Токаев на встрече с предпринимателями: "Не секрет, что региональные власти, руководители территориальных правоохранительных подразделений срослись с бизнесменами и под видом поддержки бизнеса способствовали их не всегда легальной деятельности. Как говорится, распределяли потоки. Все это создало справедливую характеристику казахстанского бизнеса как коррупционного, теневого, базирующегося на адмресурсе и кружащегося вокруг тендеров, бюджетных потоков".
Правда, как может заметить читатель, ничего не сказано про центральную власть и сросшийся с ней бизнес. Хотя самые громкие уголовные дела, возбужденные недавно, говорят о том, что и здесь есть проблема.
Казахстанская номенклатура – это предприниматель с главным ресурсом – административным. Как всякий предприниматель, казахстанская номенклатура ищет возможности быстро и много заработать. Такие возможности, с учетом административного ресурса, в то время давал сырьевой сектор, несмотря даже на то, что цены на сырье не были такими высокими, как сейчас.
А когда номенклатура окрепла, нарастила свои финансовые возможности, она стала брать под свой контроль бизнес во всех остальных отраслях экономики. А это стало сдерживающим фактором для роста предпринимательской инициативы.
Наша отечественная номенклатура – главное препятствие на пути развития страны. И она все еще могущественна.
Казахстан двигался в сторону авторитарного режима и формирования номенклатуры с самого первого дня обретения независимости. Но все еще оставались шансы встать на путь построения правового, демократического государства с рыночной экономикой.
Послание 1997 г. и принятая программа "Казахстан – 2030" эти шансы ликвидировали.
(Продолжение следует).
Фото: AP.