Почему казахстанские звезды шоу-бизнеса не хотят платить налоги
Об авторе: Темирлан ТУЛЕГЕНОВ является экспертом по авторскому праву.
Недавно сотрудники Департамента государственных доходов Алматы неожиданно заподозрили отечественных звезд шоу-бизнеса в уклонении от уплаты налогов. Фискалов смутили дорогостоящие покупки отечественных артистов.
«В результате установлено, что некоторые звезды шоу-бизнеса, несмотря на крупные доходы (согласно данным Forbes Kazakhstan. – Т. Т.), популярность у населения и установленные дорогостоящие покупки, не уплачивают налоги», - говорилось в сообщении пресс-службы департамента.
Асхат Таргынов.
Так, по данным ДГД, среднегодовой доход певца Беркута – 180 миллионов тенге, однако в качестве индивидуального предпринимателя он не зарегистрирован, и налоги с деятельности не заплачены.
Дильназ Ахмадиева.
«Аналогичные ситуации и у певцов Асхата ТАРГЫНОВА (доход 172,8 миллиона тенге), Алишера КАРИМОВА (135 миллионов тенге), Дильназ АХМАДИЕВОЙ (108 миллионов тенге), Бахтияра МАМЕДОВА (Jah Khalib, 90 миллионов тенге), Али ОКАПОВА (54 миллиона тенге), Серика ИБРАГИМОВА (54 миллиона тенге), Жанар ДУГАЛОВОЙ (45 миллионов тенге). То есть данными лицами, несмотря на существенные доходы, налоги не уплачены», - сообщили в ведомстве.
Жанар Дугалова.
Сам факт того, что налоговики за основу взяли материалы СМИ, говорит о том, что они, мягко говоря, не мониторят доходы отечественных бизнесменов от культуры.
С самого начала обретения независимости молодое государство приняло ряд важных государственных законов и программ, направленных на развитие малого и среднего бизнеса.
Так, в 1997 году был принят Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 года № 131-I «О государственной поддержке малого предпринимательства», который сразу же четко определил, что деятельность в сфере шоу-бизнеса не может быть признана субъектом малого предпринимательства.
Именно тогда впервые в нашем законодательстве появляется термин «шоу-бизнес»!
Но есть ли он у нас?
В узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию.
В более широком - к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание.
Наконец, в предельно расширительном толковании говорят, что шоу-бизнес – это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видеоклипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего.
Можем ли мы говорить о том, что шоу-бизнес в таком виде существует в Казахстане?
Конечно же, нет.
Потому что бизнес - это прежде всего рыночные отношения, которые развиваются в рамках законов, которые государство принимает для развития индустрии.
Но как этим рыночным отношениям появиться, если этих самих законов, которые бы создали условия для создания этой особой бизнес-индустрии, - нет.
У нас почему-то существует устойчивое мнение (видимо, оставшееся с советских времен), что любой домбрист или скрипач, закончивший консерваторию или академию искусств, может легко возглавить любое учреждение культуры.
То есть ему не нужны для этого знания в сфере менеджмента, маркетинга, финансов и того же авторского права!
Достаточно знать нотную грамоту и уметь брать музыкальные аккорды, чтобы осваивать бюджеты на развитие культуры.
Даже программа «Болашак» за все время своего существования не выучила ни одного стипендиата по специальности «арт-менеджмент»!
Кто же в итоге будет строить правильную индустрию, которая должна быть самодостаточной и приносящей государству доходы в виде налогов?
Ведь и так ясно, как божий день, что культурная индустрия и шоу-бизнес не смогут и не должны существовать только за счет государственного заказа, за счет государственных денег!
А раз нет условий для льготного финансирования, льготной аренды концертных площадок, у наших культурных «бизнесменов» только одна дорога - заниматься «той-бизнесом», который по своей сути является бизнесом теневым и, конечно же, не заинтересован платить налоги государству.
Да и за что платить?
Ведь деятель культуры в Казахстане - паяц, который вынужден на свое кино, клипы, запись фонограмм, проведение концертов, создание картин и скульптур попрошайничать у всех и вся по бесконечным тоям, свадьбам да банным вечеринкам.
…Почему-то мне эта беготня налоговиков за артистами по тоям и свадьбам напоминает охоту Шарикова за кошками в известном фильме «Собачье сердце».