В контрактах ГЧП важны малюсенькие детали, в каждой из которых потенциальные миллиардные потери через десять лет
Государственно-частное партнёрство - популярная в мире вещь в последние десятилетия. ГЧП сокращённо. Что это значит?
Очень кратко и упрощенно. Государство и частная компания заключают соглашение. Бизнес на свои или кредитные деньги строит что-то очень важное для государства. Дорогу, аэропорт, мост, да мало ли важных объектов?! В ответ государство позволяет этому бизнесу в течение определенного срока этот объект эксплуатировать, чтобы свои расходы окупить и получить разумную прибыль. Ведь не может бизнес работать без прибыли? Обычно долго - десять-двадцать-тридцать лет. Потом объект переходит к государству.
Есть светлая сторона истории. Государство не тратит денег. Важный объект строится на деньги частника. В итоге объект достаётся государству. Если соглашение государства с частником справедливое, объект действительно важен, маржа частника умеренна и обоснованна, то отлично!
Есть темная сторона ГЧП, в некоторых дружественных нам странах коррупционность правящего режима на этом базируется. Предположим, что решили построить огромный аэропорт, лучший в мире. В рамках ГЧП привлекли частника, который пообещал построить произведение искусства. В ответ государство пообещало гарантировать частнику определенный трафик: на пятый год Х миллионов пассажиров, на десятый - 2Х миллионов и т. д. А если вдруг пассажиров окажется меньше, то государство такие нечеловеческие штрафы платит, что "мама, не горюй". И вот лет через пятнадцать, когда эти политики уже помрут или на пенсии внуков будут нянчить, а пассажиров окажется меньше, чем было обещано государством, под государственным бюджетом взорвется атомная бомба на пятнадцать миллиардов долларов. И, скорее всего, государство заплатит, вынуждено будет залезть в долги и заплатить.
В контрактах ГЧП важны эти малюсенькие детали, в каждой из них потенциальные миллиарды через десять лет, потому они должны быть публичны. Сейчас вопрос про новые школы в столице. До того был контракт по БАКАДу, большой окружной автодороге в Алматы. Хотелось бы надеяться, что там всё без таких вещей.
Источник: страница Айдана Карибжанова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Иллюстративное фото из открытых источников.