Тёмная сторона ГЧП

3456 просмотров
0
Айдан КАРИБЖАНОВ
Четверг, 01 Апр 2021, 10:30

В контрактах ГЧП важны малюсенькие детали, в каждой из которых потенциальные миллиардные потери через десять лет

Государственно-частное партнёрство - популярная в мире вещь в последние десятилетия. ГЧП сокращённо. Что это значит?

Читайте также
Чем занималась "СК-Фармация", когда надо было покупать вакцину

Очень кратко и упрощенно. Государство и частная компания заключают соглашение. Бизнес на свои или кредитные деньги строит что-то очень важное для государства. Дорогу, аэропорт, мост, да мало ли важных объектов?! В ответ государство позволяет этому бизнесу в течение определенного срока этот объект эксплуатировать, чтобы свои расходы окупить и получить разумную прибыль. Ведь не может бизнес работать без прибыли? Обычно долго - десять-двадцать-тридцать лет. Потом объект переходит к государству.

Есть светлая сторона истории. Государство не тратит денег. Важный объект строится на деньги частника. В итоге объект достаётся государству. Если соглашение государства с частником справедливое, объект действительно важен, маржа частника умеренна и обоснованна, то отлично!

Есть темная сторона ГЧП, в некоторых дружественных нам странах коррупционность правящего режима на этом базируется. Предположим, что решили построить огромный аэропорт, лучший в мире. В рамках ГЧП привлекли частника, который пообещал построить произведение искусства. В ответ государство пообещало гарантировать частнику определенный трафик: на пятый год Х миллионов пассажиров, на десятый - 2Х миллионов и т. д. А если вдруг пассажиров окажется меньше, то государство такие нечеловеческие штрафы платит, что "мама, не горюй". И вот лет через пятнадцать, когда эти политики уже помрут или на пенсии внуков будут нянчить, а пассажиров окажется меньше, чем было обещано государством, под государственным бюджетом взорвется атомная бомба на пятнадцать миллиардов долларов. И, скорее всего, государство заплатит, вынуждено будет залезть в долги и заплатить.

В контрактах ГЧП важны эти малюсенькие детали, в каждой из них потенциальные миллиарды через десять лет, потому они должны быть публичны. Сейчас вопрос про новые школы в столице. До того был контракт по БАКАДу, большой окружной автодороге в Алматы. Хотелось бы надеяться, что там всё без таких вещей.

Источникстраница Айдана Карибжанова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Иллюстративное фото из открытых источников.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Отставка Си Цзиньпина – блеф или реальность?
Интриги пленума ЦК Коммунистической партии Китая
Пока фискалы доят малый бизнес, иностранные онлайн-площадки спят спокойно
Как экономика теряет миллиарды на глазах налоговиков
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Трехлетний бюджет: Казахстан входит в 2026 год с кучей нерешенных проблем
Экономику держат на плаву за счет новых заимствований и старых схем
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента