Влезать в спор творческих субъектов ещё опаснее, чем в спор хозяйствующих субъектов
Прочитал новость, что забастовку объявили актеры и технический персонал Казахского драматического театра им. Ауэзова в Алматы. За год у них сменилось три директора, наконец, появился какой-то дельный, начал потихоньку всё налаживать, а его министерство снова хочет поменять. Актеры отказываются репетировать и требуют директора не трогать. Написали письмо министру и грозятся жаловаться президенту. Творческий процесс встал.
Не берусь судить, кто прав, а кто нет. Влезать в спор творческих субъектов ещё опаснее, чем в спор хозяйствующих субъектов.
Вообще, коллективные письма в руках советской творческой интеллигенции были грозным оружием. Ладно, увольнения, но в иные времена похуже могло быть. Напишут товарищу СТАЛИНУ, что условный режиссёр МЕЙЕРХОЛЬД слишком формалистски раскрывает роль большевиков в революции, а драматург БУЛГАКОВ недооценивает роль вождя. Всем кирдык.
В брежневские времена тоже много драматизма было. Например, в театре на Таганке министерство уволило харизматического основателя Юрия ЛЮБИМОВА, вместо него прислали не менее талантливого ЭФРОСА. Но коллектив нового не принял, затравил, тот так и помер от страданий. Любимова вернули уже при ГОРБАЧЁВЕ, но тут коллектив вообще раскололся и уже самого Любимова прогнал. Так, постоянно раскалываясь и делясь как амеба, театр и исчез. Вернее, он есть, но ничего путного уже не сделал.
Пару лет назад столкнулись с театральной забастовкой в свободолюбивой Франции. Собрались в Лионскую оперу, весьма известную в мире, заранее купили билеты. Тристан и Изольда на немецком языке в постановке известного немецкого режиссера. У них очень современное и необычное здание театра, бетон, стекло, никаких колонн и псевдогреческих портиков, столь любимых в нашей столице.
У входа толпа - забастовка! Бастует национальный профсоюз технических театральных работников - костюмеров, гримеров, осветителей и т. д. Сами господа артисты не бастуют. Всем держателям билетов предлагается альтернатива: конечно, можно сдать билет и получить деньги. Никто этого не делает. Тогда другой вариант - опера переименована в "оперный концерт по мотивам Тристана и Изольды". Не будет специального освещения сцены, сценических костюмов тоже. Все пошли на "концерт". В единственный круг света на сцене заходили актеры и пели в повседневных костюмах. Тристан унд Изольда. Было мило.
В театре бурление это нормально. Главное, чтобы творчество развивалось.
Источник: страница Айдана Карибжанова в Facebook, публикуется с разрешения автора.
Фото: ticketon.kz.