О проблеме импортозамещения и развития несырьевого экспорта
На заседании правительства 26 апреля этого года в который раз, сбился со счету, рассмотрели проблему импортозамещения и развития несырьевого экспорта (подробности по ссылке Программа импортозамещения до 2025 года разрабатывается в Казахстане - Официальный информационный ресурс премьер-министра Республики Казахстан (primeminister.kz)). На самом деле, трудно посчитать, сколько раз за более, чем двадцать лет, этот вопрос включался в повестку дня. Для примера, еще в 2001 году в своем послании к народу Казахстана первый президент страны указывал на то, что наша страна должна углублять политику импортозамещения, а также усиливать меры по экспортоориентации нашей экономики (Послание президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Сентябрь 2001 г. — Официальный сайт президента Республики Казахстан (akorda.kz)). Прошел без малого двадцать один год, а задача все еще не решена.
Глава МИИР РК Каирбек УСКЕНБАЕВ доложил, что сформирован пул инвестиционных проектов, включающий в себя порядка 700 проектов, из которых 286 — ключевые импортозамещающие проекты. Но, может быть, правительству, которое вроде бы должно отвечать за разработку и проведение экономической политики, а не реализацию инвестиционных проектов, стоило бы подумать, почему в стране так слабо растет несырьевой экспорт?
Рисунок 1.
Может быть, если бы нашли и устранили барьеры, препятствующие экспорту продукции обрабатывающей промышленности, это принесло бы больше пользы, чем запуск очередных инвестиционных проектов (сколько их мы на своем веку уже повидали)?
Наверняка стоило бы правительству обратить внимание на то, что количество действующих средних и крупных предприятий в обрабатывающей промышленности особо не растет (рисунок 2).
Рисунок 2.
Это значит, во-первых, что малым предприятиям, количество которых растет, почему-то неинтересно развиваться и становится средними, а потом и крупными. К слову, ответ на вопрос "почему так происходит" должен быть одним из главных для нашего правительства, но что-то не могу припомнить, чтобы оно им задавалось.
Во-вторых, это значит, что уровень конкуренции в обрабатывающей промышленности не увеличивается, большинство предприятий нашли свою нишу и не слишком озабочены своим развитием. Можно предположить, и это в-третьих, что емкость внутреннего рынка их вполне устраивает и уходить на экспорт они не очень-то и хотят.
Наконец, стоит отметить, что вновь запускаемые 700 проектов – это практически удвоение действующих средних и крупных предприятий, что само по себе заставляет усомниться в их будущей эффективности. Но, в любом случае, пожелаем им удачи, ведь если они окажутся успешными, это принесет благо всем нам.
Есть очевидные системные проблемы, ограничивающие развитие отечественного несырьевого экспорта. В первую очередь, это особые, привилегированные условия для отдельных предпринимателей, что дестимулирует развитие всех остальных. Но, судя по всему, правительство этой проблемы решать не хочет, а предпочитает осваивать инвестиции.
Про программу импортозамещения многие эксперты уже успели высказаться. В основном их оценка сводится к тому, что импортозамещение – это консервация архаики, с чем нельзя не согласиться. Но есть, как говорится, нюансы.
Рисунок 3.
На рисунке 3 видно, что уровень импорта в Казахстане избыточно высок. Что заставляет думать, что наверняка есть импортная продукция, которую можно было бы производить внутри страны без особого ущерба для экономического развития. Например, сахар и сырье для его производства (Сахар как зеркало отечественной индустриализации | Аналитический Интернет-портал (ratel.kz)). Но правительству никак не удается справиться с решением этой задачи.
Основная проблема в том, что для развития отечественной промышленности требуется соответствующая институциональная среда, о чем в правительстве, видимо, не догадываются. Хотя, перечитывал старые послания первого президента народу Казахстана и нашел в одном из них такой удивительный пассаж: "Общеизвестно, что конкурентоспособность достигается не в тепличных условиях государственной поддержки, а в суровой борьбе с конкурентами. Оптимальная роль государства здесь мне видится в том, чтобы, с одной стороны, достигнуть максимальной либерализации и открытости экономики, с другой – вести активную работу по строительству инфраструктуры и привлечению частного сектора к развитию ключевых отраслей" (Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 19 март 2004 г. — Официальный сайт Президента Республики Казахстан (akorda.kz)). Понятно, что ни первый президент, ни одно из правительств этой сентенции не следовали. А стоило бы, может, все было бы с нашей экономикой по-другому.
Иллюстративное фото: primeminister.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!