Казахстанцы беднеют, становятся злее, но работать не хотят
Народ становится все более озлобленным и нетерпимым. В Алматы это еще не так заметно, но стоит выехать за его пределы, и заповедь «обмани ближнего» уже перерастает в уровень национальной идеи, а сбор за самозанятых воспринимается как налог на "движения".
Дичайшая агрессия за рулем нередко выливается в автодорожные разборки. Зачастую бойцы автомобильного фронта побьют друг дружку посреди дороги от души и расходятся. Снимут напряжение, выпустят пар и едут дальше по своим сельским делам, а вечером рассказывают соседям, как накостыляли противнику, с эмоциями, приукрашивая, нарочито высказывая опасения по поводу случайной съемки потасовки и появления видео на Youtube, на самом же деле втихаря надеясь именно на такой расклад.
Тяжелый труд интересует совсем малый процент молодежи, остальные хотят быстрых и легких денег. Впрочем, основная масса малого процента тоже не против слегка пофлиртовать с законом взамен быстрого и легкого заработка.
Страна охранников и таксистов. Всем подавай нефтяные деньги за безделье. Я тут посижу, ничего не поделаю, а вы мне пятьсот долларов платите ежемесячно, а лучше тыщу.
Как-то добирался на попутках из города в колхоз. Водила – квинтэссенция молодежной мысли – работает охранником в Алматы и подтаксовывает по области. Охранник + таксист – верх карьерного роста, запредельно для многих. На аэропортовском кольце впереди, со второго ряда, помчалась весьма представительная машина. Таксист с криком «Бинго!» вдавил педаль газа в пол, но не успел, потенциальный участник ДТП был шустрее. Потом полдороги сокрушался, переживая с товарищем-коллегой на переднем сиденье за недополученную прибыль. А после попался гаишнику с превышением скорости, но радар был в руках у его жездухи, так что все обошлось.
Притом все «двигаются». «Где сейчас работаешь?», «Да так, брат, двигаюсь».
«Двигается» - значит, ищет где бы кого повыгоднее обмануть. Вклиниться посредником, просто оторвать кусок от заработка родственника/друга/знакомого, перекупить чтобы перепродать, выступить в роли маклера или высший пилотаж – решить вопрос (занести чиновнику взятку), но тут без условного "жездухи" вообще никак.
Предел мечтаний – свой шлагбаум и возможность брать 50 тенге за въезд. Куда угодно. Лишь бы были желающие заехать. Это даже круче чем комбо «охранник + таксист». А уж если за въезд можно брать 100 тенге – то жизнь совсем удалась.
А работать никто не хочет.
Ворует основная масса. Тащут все, что плохо лежит. Даже если это потом сложно продать. Ничего. Авось сгодится. Весной, вон, за десяток индюков с обрезом на односельчан напали. Вроде бы нашли их или нет, да уже и не важно. Вскрывают дома ради старого телевизора, поношенного пальто и пары сапог. Чего уж говорить о скотокрадстве.
Кажется где-то что-то пошло не так. И с каждым поменянным бордюром безмерно растет пропасть между городским жителем, недовольным обустройством пешеходной улицы, и сельским парнем, который мечтает работать охранником и таксистом одновременно, но каждый вечер ездит на своем кочевом "пассате" за водой в соседний аул, потому что там она хотя бы есть.
Народ потихоньку беднеет и от того становится все более злым и нетерпимым. Но работать по-прежнему желанием не горит.
Так что низы пока еще могут, лишь бы было, что охранять, да на чем подтаксовывать.