США в первой половине XIX века – всё, как у нас

2711 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Среда, 13 Мар 2024, 11:15

Кризис может ускорить процесс либерализации экономики. А может и не ускорить

Бытует такое мнение, что в США, во всяком случае до Великой депрессии, государство прямо не вмешивалось в предпринимательскую деятельность. В книге "Капитализм в Америке: История", написанной Аланом ГРИНСПЕНОМ (председатель ФРС с 1987 г. по 2006 г.) и Эдрианом ВУЛДРИДЖЕМ, прямо так и написано, что огромной заслугой отцов-основателей стала защита экономики от вмешательства политиков.

Читайте также
Про кризисы. Локальные и глобальные. Часть 2

Очень неудобно поправлять таких авторитетных авторов, но с самого начала своего существования до, примерно, середины XIX века политики не просто активно вмешивались в экономические процессы, но и непосредственно участвовали в предпринимательской деятельности, о чем говорят результаты исследований, проведенных в пятидесятых годах прошлого века Ассоциацией экономической истории.

Государство рулит бизнесом

Федеральное правительство в первой половине XIX века было слабым и не имело достаточных возможностей, как правовых, так и финансовых, активно вмешиваться в предпринимательскую деятельность, за исключением тарифной политики. Ввозные пошлины были прерогативой федеральной власти, и она использовала их не только для пополнения бюджета, но и для защиты отечественной промышленности от импорта. Впоследствии политика протекционизма станет одной из причин Гражданской войны.

Но у властей штатов были более значительные финансовые и правовые возможности для вмешательства в экономическую деятельность. Дело в том, что создание акционерного общества требовало специального акта законодательного собрания соответствующего штата. Власти штата не просто утверждали уставы новых корпораций, но и имели право вносить в них поправки. В актах об утверждении устава зачастую прописывались порядок лицензирования, нормы контроля за качеством продукции, продолжительность рабочего дня, условия труда, включая использование детского труда, правила пользования железными дорогами, соотношение металлических и бумажных денег в банковских авуарах и т.д. и т.п. Законодатели штата могли наделять корпорации специальными привилегиями, включая монопольное право на тот или иной вид деятельности, налоговые льготы и гарантии по долговым обязательствам.

Читайте также
США. Извилистая дорога к либеральной демократии

Наконец, законодатели штата могли принять решение о вхождении в капитал новой корпорации, делегируя в совет директоров и правление своих представителей. Чаще всего это случалось в инфраструктурных проектах – компаниях по строительству дорог, железных дорог и каналов.

Такая система учреждения акционерных обществ создала благоприятную среду для разного рода злоупотреблений и коррупции. Досталась же она штатам в наследство от бывшей метрополии, Великобритании. В 1720 г. в Великобритании был принят Акт о "мыльных пузырях", запрещавший учреждение акционерных обществ без специального разрешения короля или специального решения парламента. В 1741 действие Акта было распространено и на североамериканские колонии. У колонистов сложилось твердое убеждение, что учреждение акционерных обществ — это исключительная привилегия сюзерена. Поэтому после обретения независимости в каждом штате акционерные общества могли быть созданы только по специальному решению законодательного собрания штата.

Экономическая целесообразность государственного вмешательства

В начале XIX века США были преимущественно аграрной страной со слаборазвитой промышленностью. Еще в колониальный период Великобритания, защищаясь от потенциальной конкуренции со стороны своих колоний, ввела множество запретов на развитие в них промышленности. Было запрещено строительство железорезательных заводов, сталеплавильных печей, кузнечных цехов с молотами, изготовление гвоздей, подков, фетровых шляп, готовой одежды, металлических частей для сельскохозяйственных орудий, заниматься выделкой мехов и т. д.

Читайте также
Уроки для Казахстана: Малайзия пытается вырваться из ловушки средних возможностей

На первый взгляд, если говорить о транспортной инфраструктуре, в развитии которой страна остро нуждалась, то в США в те времена не было достаточного количества частного капитала для строительства каналов и железных дорог. Поэтому прямое участие государства, в нашем случае на уровне штатов, в капиталах транспортных компаний, казалось, было неизбежным.

Но собираемых налогов было недостаточно для обеспечения инвестиционной активности властей штатов. Поэтому они привлекали в больших размерах заимствования. Однако, когда в 1837 г. разразился кризис, порожденный крахом земельных спекуляций (читайте о нем в статье "Про кризисы. Локальные и глобальные. Часть 2"), практически все штаты оказались банкротами.

С 1837 г. штаты, первым был Коннектикут, стали отказываться от практики выдачи специальных разрешений законодательными собраниями на создание акционерных обществ. Теперь они создавались на основании общих для всех законов. Кроме того, штаты перестали участвовать непосредственно в капиталах корпораций. И надо сказать, что это мало повлияло на развитие транспортной инфраструктуры или банковской системы.

Но важно понимать, что не все штаты разом осознали пагубность своей деятельности и разом ее прекратили. К концу тридцатых годов таких штатов было только три, в сороковые к ним присоединилось еще шесть, в пятидесятые - пятнадцать и четырнадцать в шестидесятые. В семидесятые осталось только четыре штата из сорока восьми, в которых акционерные общества создавались исключительно специальными актами законодательных собраний. Это свидетельствует о том, что политики с большим трудом и неохотой расстаются с возможностью непосредственно участвовать в экономической деятельности.

Читайте также
Ловушка средних возможностей: что общего у Казахстана с Бразилией

Следует признать, что самые первые инфраструктурные проекты, например, канал Эри, не могли быть реализованы без финансового участия государства. Но политики уровня штатов и даже федерального уровня, получая не только финансовые, но и политические выгоды, не смогли вовремя остановиться и пересмотреть свой подход к вмешательству в экономику.

Итоги

Отказ от активного вмешательства в экономику произошел не только вследствие кризиса 1837 г. Примерно до середины века XIX основную роль в экономике страны играли фирмы с небольшим количеством участников. На них приходилось ориентировочно 85% от всех произведенных товаров, оказанных услуг и выполненных работ. (Подсчеты приведены в книге "Кембриджская история капитализма, том 1). Привилегии и льготы, которыми наделялись корпорации, создавали неравные конкурентные условия. А надо помнить, что политики все-таки сильно зависели от избирателей. И давление снизу смогло победить сопротивление политиков, которые никак не хотели расставаться с выгодами, получаемыми от права и возможности вмешательства в экономику.

С другой стороны, снятие ограничений на создание акционерных общества привело к тому, что к началу ХХ века их доля в товарах, услугах и работах выросла с 15% до 60%.

Кризис может ускорить процесс либерализации экономики. А может и не ускорить. Политическая либерализация более важный и устойчивый фактор.

Использованная литература

 

1.

Доббин Ф.

Формирование промышленной политики: Соединенные Штаты, Великобритания и Франция в период становления железнодорожной отрасли /НИУ "Высшая школа экономики". — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.

2.

Ларри Нил, Джеффри Уильямсон - редакторы

Кембриджская история капитализма. Том 1: Подъем капитализма: от древних истоков до 1848 года. М: Издательство Института Гайдара, 2021.

3.

Алан Гринспен, Адриан Вулдридж

Капитализм в Америке: История. М.: Альпина Паблишер, 2020

4.

Джинчарадзе В. 3.

Экономическая история США. М.: "Высшая школа", 1973.

5.

Шлезингер-младший А.М.

Циклы американской истории. М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992.

Фото: из открытых источников.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Қазақстан қалай бір жыл ішінде EV автомобильге екі есе ыңғайлы елге айналды
2023 жылдың 7 желтоқсанында құрылған Qazaq Energy Charge компаниясы бір жыл ішінде ірі қалалар мен халықаралық трассаларда жоғары жылдамдықты 200 электр зарядтау станцияларын ашты
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Профессора права, замначальника юридического института, поймали пьяным за рулём
Водительские права у него забрали, но за решётку он не попал. Суд поручил разобраться с ним коллегам по работе
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
В СКО состоялся показательный суд над злостным алиментщиком
Нерадивого папашу наказали лишением свободы
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Шымкент тұрғыны түк істемей жалақы алудың жолын тапты
Инженер-геодезист жарты жыл бойы далаға шығып, геодеректер жинадым деген. Шын мәнінде ешқайда шықпай, түк істемей, тек жалақы алып отырған
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.