Кризис может ускорить процесс либерализации экономики. А может и не ускорить
Бытует такое мнение, что в США, во всяком случае до Великой депрессии, государство прямо не вмешивалось в предпринимательскую деятельность. В книге "Капитализм в Америке: История", написанной Аланом ГРИНСПЕНОМ (председатель ФРС с 1987 г. по 2006 г.) и Эдрианом ВУЛДРИДЖЕМ, прямо так и написано, что огромной заслугой отцов-основателей стала защита экономики от вмешательства политиков.
Очень неудобно поправлять таких авторитетных авторов, но с самого начала своего существования до, примерно, середины XIX века политики не просто активно вмешивались в экономические процессы, но и непосредственно участвовали в предпринимательской деятельности, о чем говорят результаты исследований, проведенных в пятидесятых годах прошлого века Ассоциацией экономической истории.
Государство рулит бизнесом
Федеральное правительство в первой половине XIX века было слабым и не имело достаточных возможностей, как правовых, так и финансовых, активно вмешиваться в предпринимательскую деятельность, за исключением тарифной политики. Ввозные пошлины были прерогативой федеральной власти, и она использовала их не только для пополнения бюджета, но и для защиты отечественной промышленности от импорта. Впоследствии политика протекционизма станет одной из причин Гражданской войны.
Но у властей штатов были более значительные финансовые и правовые возможности для вмешательства в экономическую деятельность. Дело в том, что создание акционерного общества требовало специального акта законодательного собрания соответствующего штата. Власти штата не просто утверждали уставы новых корпораций, но и имели право вносить в них поправки. В актах об утверждении устава зачастую прописывались порядок лицензирования, нормы контроля за качеством продукции, продолжительность рабочего дня, условия труда, включая использование детского труда, правила пользования железными дорогами, соотношение металлических и бумажных денег в банковских авуарах и т.д. и т.п. Законодатели штата могли наделять корпорации специальными привилегиями, включая монопольное право на тот или иной вид деятельности, налоговые льготы и гарантии по долговым обязательствам.
Наконец, законодатели штата могли принять решение о вхождении в капитал новой корпорации, делегируя в совет директоров и правление своих представителей. Чаще всего это случалось в инфраструктурных проектах – компаниях по строительству дорог, железных дорог и каналов.
Такая система учреждения акционерных обществ создала благоприятную среду для разного рода злоупотреблений и коррупции. Досталась же она штатам в наследство от бывшей метрополии, Великобритании. В 1720 г. в Великобритании был принят Акт о "мыльных пузырях", запрещавший учреждение акционерных обществ без специального разрешения короля или специального решения парламента. В 1741 действие Акта было распространено и на североамериканские колонии. У колонистов сложилось твердое убеждение, что учреждение акционерных обществ — это исключительная привилегия сюзерена. Поэтому после обретения независимости в каждом штате акционерные общества могли быть созданы только по специальному решению законодательного собрания штата.
Экономическая целесообразность государственного вмешательства
В начале XIX века США были преимущественно аграрной страной со слаборазвитой промышленностью. Еще в колониальный период Великобритания, защищаясь от потенциальной конкуренции со стороны своих колоний, ввела множество запретов на развитие в них промышленности. Было запрещено строительство железорезательных заводов, сталеплавильных печей, кузнечных цехов с молотами, изготовление гвоздей, подков, фетровых шляп, готовой одежды, металлических частей для сельскохозяйственных орудий, заниматься выделкой мехов и т. д.
На первый взгляд, если говорить о транспортной инфраструктуре, в развитии которой страна остро нуждалась, то в США в те времена не было достаточного количества частного капитала для строительства каналов и железных дорог. Поэтому прямое участие государства, в нашем случае на уровне штатов, в капиталах транспортных компаний, казалось, было неизбежным.
Но собираемых налогов было недостаточно для обеспечения инвестиционной активности властей штатов. Поэтому они привлекали в больших размерах заимствования. Однако, когда в 1837 г. разразился кризис, порожденный крахом земельных спекуляций (читайте о нем в статье "Про кризисы. Локальные и глобальные. Часть 2"), практически все штаты оказались банкротами.
С 1837 г. штаты, первым был Коннектикут, стали отказываться от практики выдачи специальных разрешений законодательными собраниями на создание акционерных обществ. Теперь они создавались на основании общих для всех законов. Кроме того, штаты перестали участвовать непосредственно в капиталах корпораций. И надо сказать, что это мало повлияло на развитие транспортной инфраструктуры или банковской системы.
Но важно понимать, что не все штаты разом осознали пагубность своей деятельности и разом ее прекратили. К концу тридцатых годов таких штатов было только три, в сороковые к ним присоединилось еще шесть, в пятидесятые - пятнадцать и четырнадцать в шестидесятые. В семидесятые осталось только четыре штата из сорока восьми, в которых акционерные общества создавались исключительно специальными актами законодательных собраний. Это свидетельствует о том, что политики с большим трудом и неохотой расстаются с возможностью непосредственно участвовать в экономической деятельности.
Следует признать, что самые первые инфраструктурные проекты, например, канал Эри, не могли быть реализованы без финансового участия государства. Но политики уровня штатов и даже федерального уровня, получая не только финансовые, но и политические выгоды, не смогли вовремя остановиться и пересмотреть свой подход к вмешательству в экономику.
Итоги
Отказ от активного вмешательства в экономику произошел не только вследствие кризиса 1837 г. Примерно до середины века XIX основную роль в экономике страны играли фирмы с небольшим количеством участников. На них приходилось ориентировочно 85% от всех произведенных товаров, оказанных услуг и выполненных работ. (Подсчеты приведены в книге "Кембриджская история капитализма, том 1). Привилегии и льготы, которыми наделялись корпорации, создавали неравные конкурентные условия. А надо помнить, что политики все-таки сильно зависели от избирателей. И давление снизу смогло победить сопротивление политиков, которые никак не хотели расставаться с выгодами, получаемыми от права и возможности вмешательства в экономику.
С другой стороны, снятие ограничений на создание акционерных общества привело к тому, что к началу ХХ века их доля в товарах, услугах и работах выросла с 15% до 60%.
Кризис может ускорить процесс либерализации экономики. А может и не ускорить. Политическая либерализация более важный и устойчивый фактор.
Использованная литература
1. | Доббин Ф. | Формирование промышленной политики: Соединенные Штаты, Великобритания и Франция в период становления железнодорожной отрасли /НИУ "Высшая школа экономики". — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. |
2. | Ларри Нил, Джеффри Уильямсон - редакторы | Кембриджская история капитализма. Том 1: Подъем капитализма: от древних истоков до 1848 года. М: Издательство Института Гайдара, 2021. |
3. | Алан Гринспен, Адриан Вулдридж | Капитализм в Америке: История. М.: Альпина Паблишер, 2020 |
4. | Джинчарадзе В. 3. | Экономическая история США. М.: "Высшая школа", 1973. |
5. | Шлезингер-младший А.М. | Циклы американской истории. М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992. |
Фото: из открытых источников.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!