Наши элиты устраивает текущее положение дел, и они не хотят серьёзных перемен
Современный Казахстан – это середняк мирового развития по всем показателям, хоть экономическим, хоть общественно-политическим, хоть по качеству жизни. Причем, если говорить только про середняков, наша страна ближе к группе лидеров, чем аутсайдеров. Хотя по уровню инновационного развития Казахстан ближе к отсталым странам, что не мешает нам пользоваться плодами прогресса.
И беда не в том, что мы, середняки, все-таки живем получше многих стран. Например, по такому показателю как ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2019 г. Казахстан занимал 113 место среди 209 стран (данные Всемирного банка), опять-таки в середине. При этом со своими 73.18 годами мы ближе к первому месту (85.5 Гонконг), чем к последнему (52.68 Нигерия).
Беда в том, что складывается впечатление, что у наших элит не видно большого желания перейти в группу самых развитых стран мира, при том, что принимались соответствующие программы. Поведение наших элит, если сложившееся впечатление верно, полностью соответствует известным строкам В. ВЫСОЦКОГО:
А третьи и средь битвы и беды
Старались сохранить и грудь, и спину —
Не выходя ни в первые ряды,
Ни в задние, но, как из-за еды,
Дрались за золотую середину.
Они напишут толстые труды
И будут гибнуть в рамах, на картине, —
Те, кто не вышли в первые ряды,
Но не были и сзади — и горды,
Что честно прозябали в середине.
Соответственно, возникает три вопроса.
Первый: насколько такое впечатление верно?
Второй: если ответ на первый вопрос положительный, то почему элиты препятствуют прогрессу?
И третий вопрос: что надо менять в нашей жизни, чтобы снять барьеры на пути прогресса?
Индекс трансформации Бертельсманна
Есть такой индекс – Индекс трансформации Бертельсманна, отражающий состояние развития и управления процессами политических и экономических преобразований в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
Вот, что написано в последнем отчете про Казахстан: "Процесс реформ, инициированный ТОКАЕВЫМ, состоял в основном из символических или косметических улучшений. Несмотря на то, что правительство активизировало свои усилия по популяризации своей борьбы со взяточничеством и коррупцией и, как сообщается, энергично борется с экономическими преступлениями, связанными с COVID-19, масштабная политическая коррупция продолжает оставаться серьезной проблемой". (Ссылка на страницу, посвященную Казахстану: BTI 2022: Kazakhstan : BTI 2022 (bti-project.org)).
Динамика Индекса трансформации Бертельсманна для Казахстана отражена на диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Мы видим, что способность к трансформации у Казахстана снижалась на протяжении последних 16 лет, что говорит в пользу того, что сложившееся у нас впечатление верно.
Worldwide Governance Indicators
Но есть и другие показатели, отражающие динамику общественно-политического развития страны. Например, Worldwide Governance Indicators (Общемировой индикатор управления). В этом проекте динамика индексов Казахстана выглядит получше. Они отображены на диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Комментарии к диаграмме.
Голос и подотчетность отражают представления о том, в какой степени граждане страны могут участвовать в выборе своего правительства, а также о свободе выражения мнений, свободе ассоциаций и свободных средствах массовой информации. Мы видим, что никаких серьезных изменений нет.
Политическая стабильность и отсутствие насилия/терроризма измеряют восприятие возможности политической нестабильности и/или политически мотивированного насилия, включая терроризм. Чем выше индекс, тем больше стабильности и меньше возможности для насилия и террора. У нас в стране этот показатель последние годы ухудшался. Здесь повлияли не только события января 2022 г., но и террористические акты прошлых лет.
Эффективность государственного управления отражает представления о качестве государственных услуг, качестве государственной службы и степени ее независимости от политического давления, качестве разработки и осуществления политики, а также доверие к приверженности правительства такой политике. Индекс растет. Наверное, это отражает объективную реальность. Но, во-первых, он растет довольно медленно. А во-вторых, находится на уровне средних значений. В 2022 г. Казахстан занимал 77 место из 198 стран. Наш сосед сверху – Кирибати, островное государство в Тихом океане, а сосед снизу – Таиланд.
Качество НПА отражает представления о способности правительства формулировать и осуществлять разумную политику и издавать нормативные акты, которые допускают и поощряют развитие частного сектора. Этот показатель последние годы ухудшается.
Верховенство закона отражает представления о том, в какой степени агенты доверяют общественным правилам и соблюдают их, и, в частности, о качестве исполнения контрактов, правах собственности, полиции и судах, а также о вероятности совершения преступлений и насилия. Во-первых, этот показатель у нас последние годы не растет. Во-вторых, наша страна находится в нижнем сегменте середняков.
Контроль коррупции отражает представления о том, в какой степени государственная власть осуществляется для личной выгоды, включая как мелкие, так и крупные формы коррупции, а также "захват" государства элитами и частными интересами. Чем выше индекс, тем ниже уровень коррупции. Он у нас заметно вырос, т.е. какое-то снижение коррупции есть. Но надо помнить, что в 2022 г. Казахстан по этому показателю занимал 98 место из 198 стран. У Казахстана дела обстоят хуже, чем у Болгарии, но лучше, чем у Туниса. Прогресс есть, но уровень коррупции и "захвата" государства элитами остается высоким.
Объективные международные показатели говорят, что наше впечатление о том, что наши элиты устраивает текущее положение дел и они не хотят серьезных перемен, верное.
Коллаж: © Ratel.kz / Малик Кумарбеков.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!