Казахстанский транзит = геополитическая конъюнктура минус стареющий водитель

1922 просмотров
0
Ярослав Разумов
Суббота, 05 Окт 2024, 10:30

О дефиците водителей в сфере международных перевозок

Практически любые внешнеполитические контакты казахстанских официальных лиц с европейскими не обходятся без упоминания возможностей Казахстана в развитии транзитных международных перевозок. Это давняя традиция, о том, что этот "подаренный" географией потенциал необходимо развивать, говорилось еще в "Стратегии 2030".

В последнее время, из-за известных геополитических событий, интерес к этому направлению особенно растет. И будет только расти, достаточно посмотреть международные новости, вспомнить карту евразийского континента и провести несложный анализ этих двух вещей. Но, увы, адекватного этому запросу развития отрасли нет. Почему? Есть старый и мудрый анекдот, завершающийся такими словами: "А люди – все те же!". В этом нашем случае люди другие, но проблемы удивительно стабильны.

На вопросы Ratel.kz отвечает Асель САДЫКОВА, председатель Союза автомобильных перевозчиков и экспедиторов Республики Казахстан.

- Асель Амантаевна, на бизнес-форуме "EXPO-EURASIA KAZAKHSTAN 2024" в июне 2024 года вы подняли тему дефицита кадров в сфере международных грузоперевозок. С тех пор прошло немного времени, но, может быть, уже начались какие-то ощутимые изменения?

- К сожалению, заметных изменений на сегодняшний день нет. Мы по-прежнему ощущаем весьма острый дефицит кадров в нашей сфере. В частности, не хватает профессиональных водителей, юристов и бухгалтеров, которые разбираются в сфере международных перевозок и ее нюансах.

- Можете привести конкретные примеры, как эти сложности отражаются на вашем бизнесе?

Читайте также
О геополитике, логистике и казахстанском интересе

- К сожалению, можно перечислять и перечислять, но это займет много времени. Давайте возьмем стандартную ситуацию при заключении контракта на осуществление международной перевозки. Очень часто мы встречали на практике, когда юрист не понимает всех условий контракта, например, сроки доставки товара, соблюдение температурного режима, штабелируемые и не штабелируемые грузы, является ли перевозимый товар санкционным и многое другое. Менеджерам логистического отдела каждый раз приходится все это объяснять юристу, а это, конечно, влияет на скорость и эффективность работы отделов.

- А с водителями – какие проблемы создает отсутствие опыта у них?

- Тоже – большие и серьезные. Очень много случаев ДТП и несчастных случаев, которые происходят по вине водителя. Есть другой аспект проблемы: водитель, как ответственное лицо компании, должен контролировать процесс погрузки, равномерно распределять товар в грузовом отсеке. Но из-за низкой квалификации и неопытности водителей могут возникать пожары - из-за неправильной погрузки товара в грузовую машину.

- А почему, вообще, в вашей сфере есть дефицит водителей? Ведь дальнобойщики, особенно на международных направлениях, это традиционно востребованная специальность? Может быть, дефицит у вас - это результат конкуренции между перевозками внутри страны и международными?

- Действительно, международные перевозки обеспечивают более высокий доход и возможность работать на более сложных и разнообразных маршрутах, что делает нашу отрасль привлекательной для профессионалов, готовых к длительным командировкам и работе в международной среде. Но многие компании сталкиваются с конкуренцией за водителей, которая исходит от внутренних перевозчиков. Внутренние перевозчики предлагают стабильные маршруты, более предсказуемые графики и меньшее расстояние от дома, что привлекает часть водителей.

Кроме этого, я считаю, что немаловажную роль в дефиците водителей играет демографический фактор, так как средний возраст водителей грузовых автомобилей в Казахстане сегодня составляет 48 лет, с преобладанием возрастной группы 45-55 лет. Число молодых, если считать таковыми водителей до 35 лет, составляет лишь 20% от общей численности. Такая возрастная структура указывает на значительное старение кадров в отрасли, что в перспективе может привести к ещё большему дефициту водителей по мере выхода на пенсию текущих сотрудников. Молодое поколение неохотно выбирает профессию водителя, что может быть связано с недостаточной привлекательностью условий труда.

Читайте также
В Красном море аукнулось, откликнется ли на Каспийском

- Может быть, в среднесрочной перспективе выходом из этой проблемы или хотя бы ослаблением ее стало бы введение в Казахстане практики беспилотных грузоперевозок? Такой опыт развивается в России, недавно начались регулярные перевозки между Москвой и Питером. Кстати, были попытки его совместного, российско-казахстанского, изучения.

- Это очень интересное предложение, и такое решение было бы действительно эффективным для проблемы кадров. Но для внедрения данного инструмента в Казахстане нужно развивать инфраструктуру в стране. На сегодняшний день у нас недостаточно станций для подзарядки электромобилей даже в крупных городах, не говоря уже о трассах и небольших населенных пунктах.

- Какие системные меры может и должно принимать государство и бизнес для решения этих проблем?

- Здесь необходим системный и многофакторный подход. Во-первых, это развитие образовательных программ. Государство может сотрудничать с бизнесом для создания специализированных образовательных курсов и программ подготовки водителей, логистов, юристов и бухгалтеров, ориентированных на международные перевозки. Это включает как теоретическую подготовку, так и практическую стажировку. Затем - поддержка молодых специалистов. Для привлечения молодежи в сферу международных перевозок можно внедрить программы государственной поддержки, например, субсидии на обучение, предоставление грантов, программы стажировок и льготные условия труда для молодых специалистов. Иначе бывают такие случаи, что наши ребята, отучившись по транспортно-логистическим специальностям в Казахстане или за рубежом, ищут работу в других сферах. Также необходимо обновление законодательства, то есть государству следует пересмотреть и упростить законодательные нормы в сфере перевозок, чтобы сделать процесс сертификации и лицензирования более доступным и привлекательным для потенциальных работников.

- А состоянием инфраструктуры специалисты довольны?

- Нет, это еще одно необходимое направление работы. Инфраструктуру нужно модернизировать. Я уже сказала, что для внедрения инновационных решений, таких как беспилотные грузоперевозки, необходимо развивать, в частности, сеть заправочных и зарядных станций для электромобилей и беспилотных транспортных средств. Также важно внедрять системы интеллектуальных дорог, оборудованных для связи с такими транспортными средствами и обеспечивать поддержку и развитие технологий контроля движения и безопасности на дорогах.

Читайте также
Про Китай и Америку. И про наше будущее…

И, наконец, финансовые и налоговые льготы для перевозчиков. Государство может предоставить налоговые льготы или субсидии для перевозчиков, которые инвестируют в обучение сотрудников, обновление автопарка и внедрение новых технологий, таких как системы безопасности, энергоэффективные решения и беспилотные технологии. Это поможет снизить финансовую нагрузку на бизнес и стимулирует компании активнее решать проблему дефицита кадров, а также поддерживать модернизацию и цифровизацию транспортной отрасли.

- Вы считаете это возможным? Практика показывает, что государство крайне неохотно идет на предоставление любых подобных льгот.

- Они обязательно окупятся для бюджета через рост доходов от международных перевозок с увеличением их объема и стабильности.

Фото: depositphotos.com.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.