Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Вопрос преступления и наказания лежал в центре внимания человечества с самых ранних этапов его существования. Не минул он и традиционных казахов. Хотя казни и кары в Степи не казались столь утончёнными и изощрёнными, как у многих соседей (китайцев, к примеру), обойтись без них не могли.
Юридические тонкости
Вначале пару слов о том, что такое "казнь" вообще и "смертная казнь" в частности. О тонкостях юридической терминологии, принятой в конце XIX века, повествует в соответствующей статье энциклопедии Брокгауза-Ефрона известный русский юрист Михаил ГУБСКИЙ:
"Смертная казнь. (Poenacapitis, Todesstrafe, peinedemort, capitalpunishment, penedimorte) - тягчайшее наказание, состоящее в насильственном лишении жизни. От убийства С. казнь отличается тем, что она совершается не по произвольному усмотрению частного лица, а по велению общегосударственной власти, т. е. на основании приговора, постановляемого носителями этой власти или же особо учрежденными для того органами ее (народоправителями, народными собраниями, первосвященниками, судьями).
…По степени их жестокости, различают простую С. казнь от квалифицированной, т. е. отягченной. В настоящее время законодательства цивилизованных народов допускают исключительно одну простую С. казнь, которая в большинстве государств совершается либо чрез отсечение головы посредством топора, меча, гильотины (Германия, Франция), либо чрез повешение на виселице (Россия, Англия, Австрия, Сев.-Американские Шт.)".
"Простая казнь": удавление, повешение и пр.
Нужно сказать, что со вступлением казахов в подданство России право утверждения и применения смертной казни постепенно ушло из-под власти местных правовых институтов и родоправителей к судебным органам империи. Потому многие способы традиционной степной расправы с преступниками остались к концу XIX века лишь в воспоминаниях.
Так, в собрании П. Я. ДАШКОВА сохранилась литография XVIII века о бытовавшем среди казахов способе повешения преступника между двумя верблюдами, на перекладине, положенной между их горбами. Вешали также и другим способом - сразу двух осуждённых по обе стороны одного верблюда. Но этот архаичный способ удавления у номадов уже к началу XX века был неведом даже многим биям того времени.
Сохранились и любопытные записи А. И. ЛЁВШИНА ("Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей", 1832) о висельниках того времени:
"Сии несчастные лишаются жизни двояким образом: они бывают или повешены на деревьях, или удавлены. В последнем случае осуждённый приводится пред собрание старейшин, родоправителей и народу с верёвочной на шее петлёю, которой концы с обеих сторон держат по два или три человека. Потом мулла или занимающий его место читает приговор. По окончании оного повелитель или глава собрания даёт рукою знак, по которому исполнители его воли, держащие концы верёвки, вдруг начинают тянуть их в обе стороны со всею силою и задушают страдальца. В заключение его привязывают к хвосту необузданной степной лошади и пускают в чистое поле. Удары копыт, пни, кустарники, камни довершают действие, начатое силой верёвки".
О том, что способ бытовал ещё в его годы, Лёвшин упоминает в сноске:
"Жаль, что вы не приехали двумя или тремя часами ранее, говорил мне однажды хан Меньшей орды, при посещении мною его аула, вы бы видели, как здесь, перед моей кибиткою, удавили двух киргизов, уличённых в разбойничестве".
По сообщению Е. А. АЛЕКСАНДРОВА, в старые времена у казахов также практиковалась и обезглавливание:
"Смертная казнь через отсечение головы шашкою. Такое наказание производилось с согласия султана и по обсуждении вины старейшинами на общем собрании…"
"Квалифицированная казнь": сабля, плеть, камни, кол
В своей судебной практике степняки не обошлись и без подручной плети. Н. И. ГРОДЕКОВ в своей работе "Киргизы и кара-киргизы Сырдарьинской области" (1889) приводит следующий пример:
"По бию Султану Канаеву, до прихода русских за прелюбодеяние холостого с чужою женою назначали от 80 до 90 ударов плетью (дурра); если он под ними умирал, то хуна не требовалось. Если же он был женат, то и его, и чужую жену убивали или же последнюю бросали в мешке с крыши, или её катали в мешке ногами. Если она не умирает после этого, то освобождалась".
Тот же автор делает весьма любопытное и симптоматичное замечание относительно бытования смертной казни в южном регионе Казахстана, находившемся под властью Кокандского ханства к моменту прихода русских:
"Судебное членовредительство и смертная казнь практиковались только кокандцами. Они (кокандцы – А.М.) подвергали растерзанию лошадьми, повешению на виселице, побиванию камнями – последнее за кровосмешение и отступничество от религии, и сажанию на кол".
"При кокандском владычестве, по словам очевидца, киргиза Курбана Бабаева в Яныкургане, пограничном пункте между Россиею и Кокандским ханством, посадили на кол двух русских киргизов за какую-то вину следующим образом… Преступника… повалили на землю, а двое воткнули в него заострённый конец кола длинною в 2-3 сажени и толщиною в человеческую руку. Потом подняли его на воздух и утвердили кол в земле. Через некоторое время подъехал сарт и ударил осуждённого шашкой по голове. Ночью оба умерли".
Оригинальная казнь: отара овец
Но у казахов существовали и совершенно оригинальные способы лишения жизни осуждённых, возможные только в среде степных кочевников. По сообщению Е. А. Александрова, в южных областях практиковалось следующее наказание:
"…Виновный раскладывался крестом среди аула на землю верхом вверх, за руки и за ноги привязывался ко вбитым для того кольям, и через него прогонялось стадо баранов кучею. От степени вины зависела величина стада. Если подвергаемый такому наказанию умирал раздавленным, то родственники хуна не получали".
Самосуд: поджаривание, вывёртывание, калечение
Если принять во внимание растяжимость понятий степной демократии, то иногда бывает сложно терминологически отличить "казнь" и "расправы". Потому, несмотря на то, что в бытность Российской империи смертная казнь больше не являлась прерогативой традиционного права, самосуд в среде казахов-кочевников практиковался повсеместно. И его методы временами были весьма крутыми – с летальными последствиями.
Газета "Туркестанские ведомости" за 12 сентября 1912 года в статье "Самосуд у туземцев" приводит следующие данные:
"Для преступлений отдельных лиц среди киргиз сохранились средневековые приёмы и следствия, и наказания. Не говоря о конокрадах (у киргиза баранта и конокрадство не одно и то же), к которым применяют и допрос с пристрастием (нагайка, а чаще закрутка из верёвки на голову), и калечение – вывёртывание ног и рук, удары спиной о землю и т. п., средневековые наказания применяются к мелким воришкам и пьяницам. Вора привязывают к столбу на дороге и всякий проходящий, смотря по настроению, бьёт его, ругает или даже плюёт на преступника".
О подобных случаях пишет и Гродеков:
"По словам подполковника Панкратова, во время его службы в Чимкентском уезде был такой случай самосуда: связанного вора положили на горящие угли, на которых он поджаривался до тех пор, пока не перегорели верёвки. А. Е. Александров из Казалинского уезда сообщает, что разбойника привязывают арканом к хвосту лошади или верблюда".
Любопытно, что, ознакомившись с традицией народной расправы у казахов, американский посланник Юджин СКАЙЛЕР (первый американец, посетивший Среднюю Азию) сравнил его с тем, что бытовало в тогдашней Америке. С судом Линча.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!