Три способа отъема денег у казахстанцев
* Купи деньги
* Принуждение к 10 процентам
* Дисконт на щедрость
* Дайте таблеток от жадности, да побольше
Купи деньги
Однажды, проснувшись, увидел на холодильнике прижатую стикером записку от жены:
«Я у мамы. Что купить?
1. Моркоп – 0,5 кг
2. Огурцы – 0,5 кг
3. Помидоры – 1 кг
4. Картоп – 3 кг
5. Какие-нибудь фрукты
И деньги».
Звоню ей на сотку:
- Денег сколько кило взять?
- Сколько не жалко.
В ходе телефонного допроса с пристрастием выяснилось: по причине домашнего ремонта подыссяк хозбюджет. И его необходимо пополнить тенговым налом. Какая проза…
…Вот вы ухмыляетесь, а купить деньги – то есть взять кредит в казахстанских банках – очень накладно. И дело не только в драконовских ссудных процентах. Солидные финансовые институты не гнушаются, как щипачи в трамваях, и мелочь по карманам тырить. Имею в виду разного рода сборы, комиссии и пени, прописанные в кредитном договоре мелким шрифтом. А, как известно, мелкий клоп злей кусает. Особенно когда он нелегитимный.
Речь пойдет о взимании с заемщиков комиссии за ведение ссудного счета, о чем Ratel.kz уже писал в октябре.
Кто брал кредит - знает, что за обслуживание счета он должен отстегивать банку 2,5-4 тысячи тенге в месяц. Мне любопытно: за что именно? Что они там с ним делают? Хранят в сухом прохладном месте, поддерживая климатический режим? Выносят на улицу проветривать? Обрабатывают нафталином или прокладывают странички табачным листом, чтобы моль не почикала?
Между тем, в статье 6 Закона РК «О платежах и переводах денег» записано: «Банковский счет - это способ отражения договорных отношений между банком и клиентом по приему депозита и совершению банком операций».
То есть за обслуживание «способа отражения» берут, как за расчетную операцию. Хотя обслуживать счет – обязанность банка перед финансовым регулятором, а не заемщиком.
Еще в феврале 2012 года все БВУ получили письмо тогдашнего главы Нацбанка Григория МАРЧЕНКО, в котором он строго указывал: взимание комиссии за ведение ссудного счета подлежит сиюминутному прекращению. Как незаконное.
Прошло почти пять лет. Григория Александровича успел сменить Кайрат Нематович, а того – Данияр Талгатович. Все это время Нацбанк был увлечен девальвациями и выпуском памятных и сувенирных банкнот. До контроля ли ему за исполнением собственных распоряжений, когда такие дела на финансовой кухне?
Тем временем банки в ответ на лозунг кредиторов «Долги платят только трусы» втихую проповедуют свой – «А закон соблюдают только лохи».
И, как подсчитал актюбинский автор Ratel.kz Дмитрий МАТВЕЕВ, ежемесячно снимают с этой комиссии, как с куста, полтора миллиарда тенге.
Я вот о чем подумал. Ведь Конституция - по сути, тоже «способ отражения договорных отношений». Только между государством и гражданами. По соблюдению их прав и обязанностей.
Почему, в отличие от банков, государство тупит и до сих пор не взимает комиссию за обслуживание Основного Закона?
Ее можно приравнять к коммунальной услуге – наряду с уборкой подъезда, вывозом твердых бытовых отходов, установкой домофона, оплатой воды-света-газа и т. д. - и включать в счет-квитанцию. Которую нам каждый месяц опускают в почтовые ящики. Вот с тарифом бы определиться. Надеюсь, много не слупят. Конституция же так себе работает. Как дворник после снегопада. Но по любому плата за эту комуслугу будет гуманнее, чем пускать активы ЕНПФ на ЭКСПО.
Принуждение к 10 процентам
Опасаясь финансовой кабалы и связанного с нею психологического дискомфорта, банковский кредит я не брал ни разу. Но в рестораны хожу регулярно. Бывал во многих заведениях и рынок знаю хорошо. Полностью доволен остаюсь редко. И не только из-за своего занудства.
Не то что бы я жмот патологический, но особенно заедает вот это – 10% за обслуживание. Не за «хорошее обслуживание». А просто за то, что оно есть. За «способ отражения отношений» официанта и посетителя.
Да, оставить чаевые в таверне – в порядке вещей. Как бонус за качественный сервис. Которым ресторатору для начала надо обладать. А любой завсегдатай не даст мне соврать, что понятия о такой профессии, как официант, в Алматы практически нет. Это в большинстве случаев возможность «перетоптаться» в южной столице для студентов, не поступивших в вуз. Платят им обычно гроши. Поэтому заказ у вас примут с грязной тряпкой в руке.
В блокнотик его не запишут, а скажут: «Я запомню». И принесут (если принесут) минут через сорок или час. Половину из того, что вы просили. «Мясо не прожарено. – Всё нормально. Повар сказал, что прожарено». А на первое можете получить чай.
Ничего не выдумываю: это всё примеры из личного опыта посещения алматинских трактиров. Ну, хорошо – тратторий.
И за такое – 10% умри, но отдай. Признай априори сервис качественным.
Как-то днём зашёл пообедать в кафе чем бог послал. При расчёте положил карточку. «У нас банкомат не работает», - спустя пару минут заявил официант, имея в виду, очевидно, POS-терминал.
Пришлось выгрести чуть ли не всю наличность. Но платить десятину «за обслуживание» я отказался: то, что у вас не работает «банкомат», - не мои проблемы. Тем более что вы создали проблемы мне самому, оставив меня почти без налички.
К чести персонала заведения, недавно открывшегося, со мной не стали спорить и принесли сдачу с извинениями. Хорошо, что был один. При даме, конечно, не дерзнул бы мелочиться. На это, видимо, у них и расчет.
Дисконт на щедрость
В Казахстане предприниматели делают свой маленький гешефт за счет клиента даже на своей как бы щедрости. То есть на дисконтных акциях.
Этот пример я позаимствовал на странице Виктора БУРДИНА в Facebook (с разрешения автора, снимки автора):
«Все-таки есть в Казахстане хорошие маркетологи и продажники. Они обнаружились в Sulpak. Вот какой интересный способ повышения продаж они придумали.
В августе магазины сети за определенные покупки дарили покупателям скидочный талон. По нему с 5 по 11 сентября можно было сделать еще одну покупку со скидкой до 30%.
У нас тоже был такой купон. Мы с женой в начале сентября присмотрели там увлажнитель воздуха. Стоил он 12 990 тенге. До скидочной акции оставалось несколько дней, и мы решили сделать покупку позже.
И вот 5 сентября акция началась. Мы пошли со своим скидочным талоном в тот же магазин. И что увидели? Теперь тот же самый увлажнитель стоит 14 490 тенге. Причем по купону скидку делают всего 724 тенге (5%. – В. Б.).
Браво, ребята, молодцы! Хороших продаж!»
Дайте таблеток от жадности, да побольше
Весь этот джаз, то есть бизнес, который я бы назвал «Доктор, дайте мне таблеток от жадности, да побольше», напоминает мне стартап Шуры БАЛАГАНОВА. Помните, как сын лейтенанта Шмидта, обладая 50 тысячами рублей, позарился в трамвае на сумочку, в которой были черепаховая пудреница, профсоюзная книжка и один рубль семьдесят копеек денег?
Говорят, ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. В Казахстане ничто не зарабатывается так долго и дорого и не ценится потом так дешево, как деловая репутация.