Для гармоничного и эффективного развития нам ни в коем случае не нужно обособляться от всего мира
Давайте разберёмся.
Материалы, которые стали появляться с обеих сторон войны, требуют более точного определения наших действий по отношению к санкциям. Про то как санкции против РФ "рикошетом" бьют по РК я уже писал.
Санкций в разных сферах много, попробую здесь поговорить только о торговле. И давайте упростим проблему – разделим весь мир товаров просто на "можно" и "нельзя", без нюансов, иначе тут 20 страниц придётся писать.
Для начала, что значит "поддерживать", "ввести", "присоединиться" или "соблюдать" санкции. "Поддерживать" это вообще не юридический термин, а больше из политики, и поэтому давайте его оставим в покое. Можно не поддерживать и соблюдать что-нибудь. Насчёт "ввода" санкций тоже понятно – никаких самостоятельных санкций Казахстан по поводу этой войны не вводил.
А вот "присоединиться" и "соблюдать" западные санкции требуют точного определения. А от определения зависят дальнейшие действия. Мне кажется, главное – это соблюдение. И в этом отношении есть полная ясность, на высшем уровне было заявлено, что Казахстан не будет заниматься поставкой запретных товаров в РФ и РБ и помогать им обойти санкции.
Но это легче сказать, чем сделать. Согласно нормам ЕАЭС наша внешняя граница является общей таможенной границей всех пяти стран. Таким образом, на Хоргосе виртуально находится и точка входа в РФ. Предположим, из Таиланда транзитом через Китай в РФ едет контейнер с покрышками для "Боингов". И что должны наши на посту сделать? Открыть санкционный список, найти в нем код ВЭД "покрышки авиационные" и остановить данный груз. Или китайская сторона должна была это сделать на входе-выходе в Китай? А если они этой проблемы "в упор" не видят?
Таким образом, проблема №1 – это администрирование санкционной политики на нашей внешней границе.
Проблема №2 – это то же самое, но уже на границе РК-РФ. И тут ещё один дьявол в деталях сидит. Наша граница с РФ это и граница Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, которые не имеют прямого выхода на Россию. То есть мы должны ещё и за их грузами "присматривать", т.к. несём конечную ответственность?
Проблема №3 – это внутреннее администрирование подсанкционных товаров. Опять пример, казахская компания закупает 10 000 обычных микросхем для серверов и продаёт их в Бишкек. Вроде ничего плохого? Но если приглядеться, эти казахская и кыргызские компании никогда в жизни не торговали электроникой, и вдруг такая сделка. Нет ли тут попытки протащить это через две страны, а потом тихо "в чёрную" переправить это дальше в РФ? Надо этим заниматься, или пусть?
Вообще в торговле лучше не перегибать палку, а, как говорится по-научному, "управлять по отклонениям". Пусть идёт поток, если выявятся нарушения, по ним будем работать. Но ситуация настолько острая, что статьи вроде этой призывают сейчас же поставить перед нами вопрос "вы с кем" и дальше принять те или иные меры. Их где-то понять можно, но для гармоничного и эффективного развития Казахстана нам ни в коем случае не нужно обособляться от всего мира.
Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: ukrinform.ru.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!