Власти раз за разом попадают в одну и ту же ловушку, так и не научившись оценивать риски принимаемых государственных решений
На снимке: толпы оформляющих регистрацию в ЦОНе.
* Наступление на грабли по всем фронтам
* О кулаках во время драки
* Стрельба по воробьям
Негативная общественная реакция на введение новой формы обязательной регистрации лиц, перемещающихся внутри страны, наверное, вызвала недоумение у чиновников. Хотя это отнюдь не первый пример того, как госструктуры любят наступать на одни и те же грабли из-за отсутствия профессиональной оценки целесообразности управленческих решений с учетом реальных негативных последствий, а не мифических положительных результатов.
Наступление на грабли по всем фронтам
За последние годы наши власти умудрялись попадать в одну и ту же ловушку, когда принятые государственные решения еще больше подрывали доверие к государству и вызывали общественное негодование. Хотя изначально предполагалось, что все эти решения должны помочь чиновникам решать назревшие проблемы. Но в итоге это, как снежный ком, лишь обрастало новыми проблемами, поскольку госструктуры так и не научились оценивать возможные риски от принимаемых решений.
Здесь можно вспомнить неудачную попытку в 2006 году ввести полный запрет на ввоз в Казахстан и эксплуатацию праворульных автомобилей, что привело к акциям протеста владельцев этих машин и созданию общественного движения «Союз правых». В результате властям пришлось пойти на уступки: был введен постепенный запрет на ввоз праворулек, при сохранении права эксплуатации уже ввезенных машин до их полного технического износа.
В 2013 году негативный общественный резонанс вызвала безграмотная пропаганда новой пенсионной реформы, в которой шла речь об увеличении пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет. Тогда начался сбор подписей под петицией с требованием не принимать новый пенсионный закон.
В результате в отставку отправили министра труда и социальной защиты РК Серика АБДЕНОВА, а закон о пенсионной реформе был возвращен главой государства в парламент на доработку. Саму реформу никто не отменил, но вопрос о поэтапном повышении пенсионного возраста для женщин было решено отложить до 2018 года.
2016 год опять показал, что власти не учатся на своих ошибках. Это хорошо продемонстрировали митинги против новых поправок в Земельный кодекс, прошедшие в стране в апреле и мае в нескольких городах. В результате в отставку отправились не только два министра - национальной экономики и сельского хозяйства, но и было создано Министерство информации и коммуникаций - для улучшения информационной работу властей с населением и снижения рисков новых социальных взрывов.
В начале сентября прошлого года, открывая вторую сессию парламента VI созыва, президент снова поднял тему анализа возможных последствий принятия тех или иных законопроектов.
«Необходимо расширить рамки законотворческого процесса, - сказал тогда глава государства. - Надо привлекать к нему на стадии подготовки проектов общественных экспертов, представителей непарламентских партий, НПО и СМИ. Следует активно задействовать опыт стран Организации экономического сотрудничества и развития по предварительному информированию населения и общественному обсуждению необходимых правовых нововведений… Все руководители государственных органов, участвующих в законотворческом процессе, а также партийные фракции должны на регулярной основе информировать общество о планируемых законодательных инициативах».
Формально требование президента об общественной экспертизе пытались реализовать и при обсуждении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму».
С этой целью в рабочую группу были приглашены эксперты и общественные деятели. Они с первого заседания подвергли документ критике, в том числе пункт об ужесточении регистрации казахстанских граждан в своей стране. Но, как выяснилось, власти уже научились делать вид, что они умеют слушать. Жанаозен и «земельные» митинги заставили. Хотя при этом у них все еще мало желания прислушиваться к доводам, которые противоречат их представлениям о том, как должна поддерживаться стабильность и безопасность в государстве. Это связано с тем, что все вопросы нацбезопасности традиционно монопольно курировались самими госструктурами. Поэтому имитация диалога с общественностью по этим вопросам привычно напоминает игру в одни ворота.
О кулаках во время драки
Конечно, кто-то сейчас говорит о том, что нет смысла махать кулаками после драки. Закон принят, и статья о регистрации вступила в силу. Но в том-то и дело, что «кулаками махали» и во время самой «драки». Болезненные удары наносились по спорным моментам законопроекта с самого первого заседания рабочей группы, созданной в рамках комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса для анализа документа. На том заседании, обращаясь к разработчикам нового закона, я призвал их не забывать судьбу Земельного кодекса, который вызвал негативную реакцию в обществе и еще сильнее подорвал доверие к власти.
Как известно, идея внести поправки в антитеррористическое законодательство у руководства страны появилась после июньских событий в Актобе. Масла в огонь подлил теракт в Алматы в июле. Поэтому первоочередной целью законопроекта было повышение эффективности антитеррористической деятельности. Но после знакомства с первым вариантом проекта закона выяснилось, что в нем основной акцент делался больше на кнут для населения, чем на профилактику экстремизма и терроризма.
Это касалось и статьи о регистрации. По предыдущим правилам бремя регистрации ложилось на плечи самих приезжих. Например, согласно постановлению правительства от 2000 года, граждане, прибывшие в Алматы на срок свыше трех месяцев, обязаны были пройти временную регистрацию в органах юстиции и получить регистрационную карту.
Здесь не лишним будет напомнить статью 21 Конституции РК: «Каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом».
На первом же заседании рабочей группы оказалось, что в законопроекте силовики решили еще больше ужесточить этот пункт. Теперь, если владелец жилья не зарегистрирует в ЦОНе временно проживающих у него лиц (включая родственников) за срок более 10 дней, это чревато для него штрафом в размере 10 МРП. При повторном нарушении в течение года штраф составлял бы уже 20 МРП.
Убедительные доводы против этой нормы, предложенной силовиками, озвучили правозащитники Евгений ЖОВТИС и Жемис ТУРМАГАМБЕТОВА. Интересно, что возмущение экспертов и общественников новой формой регистрации поддержали некоторые депутаты мажилиса. Но в парламенте эту статью лишь смягчили, а не убрали вообще, как предлагали участники рабочей группы: сроки регистрации с 10 дней увеличили до 30. Иначе казахстанцы в собственной стране были бы дискриминированы в сравнении с гражданами стран Евразийского экономического союза, которые, находясь на территории нашей республики, могут пройти регистрацию в течение 30 дней.
Защищая новые правила регистрации, силовые структуры так и не ответили на вопрос: как эти меры не на словах, а на деле помогут эффективно бороться с экстремизмом и терроризмом? Пока же велик риск того, что, когда на головы казахстанцев посыплются первые штрафы за отсутствие регистрации жильцов, выяснится: «регистрационная гора» родила мышь. Которая подгрызет и без того невеликое доверие населения к тому, что говорят и делают власти.
Стрельба по воробьям
Суммируем основные критические доводы против ведения новых правил регистрации.
Во-первых, эта статья закона напоминает обязательную перерегистрацию всех религиозных организаций, которая изначально была рассчитана только на законопослушные структуры. Все остальные просто ушли в подполье. Теперь же радикалы могут подготовиться к теракту, арендуя жилье на гораздо меньший срок, чем установлено законом. Тем более что распространена и посуточная аренда. А если владельцем жилья является сам участник террористической группы, то эта норма закона вообще работать не будет. Таким образом, сама по себе регистрация не есть панацея.
Силовики просто решили пойти по легкому пути. Хотя гораздо более действенным способом контроля радикальных ячеек является создание внутри них эффективной агентурной сети. В том числе с целью отслеживать перемещения ее членов. А это требует времени и профессионализма. Еще хуже будет, если перегибы под лозунгами контроля над «понаехавшими» из других регионов станут той самой последней каплей, которая толкнет кого-нибудь в радикальные структуры, где любой прокол власти они записывают себе в зачет.
Во-вторых, неясно, кто будет вести контроль владельцев жилья на предмет присутствия у них посторонних лиц: КСК, старшие по дому, участковые или соседи? В любом случае появление дополнительных контролеров автоматически создает новый коррупционный рынок. Тем более, если речь пойдет о «теневых арендодателях», которых в Казахстане воз и маленькая тележка. Ведь для многих казахстанцев сдача жилья в аренду - один из источников «левого» заработка.
В-третьих, ужесточение контроля за регистрацией противоречит политике стимулирования трудовой миграции из одних регионов в другие. В прошлом году глава государства отмечал, что в южных регионах много безработной молодежи, в то время как в северных не хватает рабочих рук, а профессионально-технические учебные заведения наполовину пустуют. Поэтому, по мнению президента, нужно везти молодежь с юга на север, обучать за счет государства и обеспечить работой, чтобы эти молодые люди оставались там жить.
В рамках «Дорожной карты занятости-2020» 20 тысяч человек уже переселены в регионы, где есть нехватка рабочей силы. Конечно, для тех, кто будет искать работу в других областях, сам процесс регистрации, может, и не станет серьезной преградой. Но проблема в том, что в случае новых терактов с участием «гастролеров» силовики могут лоббировать новые механизмы контроля над внутренними миграционными процессами, вплоть до реанимации института прописки.
Кстати, некоторые наши соседи по Центральной Азии уже выявляют и выселяют людей, снимающих жилье. В феврале 2016 года президент Туркменистана Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВ потребовал упорядочить систему оформления сдачи квартир в наем, чтобы квартиросъемщики получали временную прописку в арендованной жилплощади. В результате начались рейды по выселению граждан с нестоличной пропиской из Ашхабада. Главное, чтобы этот дурной пример не стал заразительным и для нас.
Фото: Тимур Касымжанов/Facebook.