Что будет делать на Венецианской биеннале современного искусства директор Национального музея Дархан Мынбай?
«Венеция – самый загадочный город на земле. Тайны здесь поджидают на каждом шагу, отражения и блики кажутся обманчивыми, а леденящие душу легенды помимо воли отпечатываются в памяти.
Призрачные миражи, сотканные из невероятных историй, обретают особую реальность, которая оживает в узких улицах и за стеклами обветшалых палаццо. Там случилось множество необъяснимых происшествий и сверхъестественных событий, которые до сих пор никто не может объяснить» – так начинается статья о Венеции в туристическом журнале «Италия», предназначенном для русскоязычной публики.
Жаль, что эта публика мало интересуется итальянскими и англоязычными публикациями - тайн и призраков на этих ресурсах гораздо больше.
В прошлом году Ratel.kz уже писал о странном возникновении имени министра культуры Казахстана Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ в списках проектов-участников архитектурной биеннале.
Напомним – здесь перечислялись проектные бюро, описания выставочных пространств, кураторы и организаторы экспозиций на крупнейшем мировом смотре достижений и экспериментов в области современной архитектуры.
24 февраля 2016 год новостной сайт Today.kz преподнес ошеломляющую новость таким образом: «Казахстан впервые примет участие в Венецианской архитектурной биеннале». И впрямь, на сайте биеннале особо оговаривались «новички» - участники: Филиппины, Нигерия, Йемен, Казахстан и Сейшелы.
Однако вскоре из списка новичков исчезли две страны - Нигерия и Казахстан. Первая, как было объяснено любознательной публике, сняла свою кандидатуру из-за коррупционного скандала. Исчезновение же из списков Казахстана стало очередной загадкой Венеции, леденящей душу тайной.
Но город-призрак продолжает распространять свою волшебную ауру – теперь уже не только на архитектуру Казахстана, но и на его современное искусство и в нынешнем, 2017 году.
На этот раз эманация загадочности опустилась на директора Национального музея Дархана МЫНБАЯ, числящегося в списках официального сайта 57 биеннале современного искусства Венеции комиссаром национального павильона Казахстана.
И вновь в компании со странами, впервые принимающими в ней участие - Антигуа и Барбуда, Кирибати и Нигерия.
Поясним: Венецианская биеннале всегда состоит из основного выставочного проекта и отдельных выставок в национальных павильонах, разбросанных по саду Джардини, а также по палаццо в черте города и пространствам в Арсенале. На 57-й Венецианской биеннале можно будет увидеть экспозиции 85 национальных павильонов – все фамилии участников и их проекты опубликованы на ее официальном сайте.
Так, здесь можно узнать, что казахстанские художники Виктор и Елена Воробьевы (на снимке) участвуют в основном проекте своей работой «Художник спит».
Это большое достижение нашего искусства пока не нашло своего отражения в прессе, хотя биеннале в Венеции открывается уже 13 мая.
В отличие от Казахстана, мировые СМИ в течение последних трех-четырех месяцев торжественно объявляли о различных национальных павильонах, проектах, и главное - художниках, выбранных представлять страны-участницы на крупнейшем международном форуме искусства.
И вся проблема в том, что участие Воробьевых - вещь абсолютно реальная, как и их проект, а вот описание Национального павильона Казахстана – опять! - так и ограничивается именем комиссара.
Как, впрочем, и Нигерии. Но те хотя бы уже имеют опыт объяснения - чем вызвана их призрачность.
Фото: artfest.kz.