Почему в Казахстане подорожали автомобили

18225 просмотров
1
Шынгыс ТЕМИР
Пятница, 05 Ноя 2021, 09:45

Чего удалось добиться в результате введения утильсбора

Это моя первая и единственная Kia Rio 2015 года из салона, 6 лет назад отдал за нее 2,7 млн тенге (с переплатой банку получилось 3,2 млн тенге). Возможно, допустил незначительные неточности в цифрах, но даже если так – какими классными кажутся сейчас эти суммы!

Читайте также
Кто получил бюджетные миллионы за работы на заглохшей стройке завода "Азия Авто"

Сегодня точно такие же модели, ровесницы моей ласточки, с аналогичными характеристиками и идентичным пробегом продаются на "Колесах" за 5-6 млн тенге (цена вдвое выше за б/у машину). Стоимость новой модели Kia Rio 2021 года составляет от 8 млн тенге.

Почему в Казахстане подорожали автомобили? Постоянная инфляция, несколько девальваций, наконец, утилизационный сбор…

В 2016 году введен утильсбор на авто (сейчас он может составлять от 400 тыс. до 6 млн тенге), в 2019-2020 годах введен утильсбор на сельхозтехнику (600 тыс. – 13,1 млн тенге), в июне 2021 года – на кабель (5% от его стоимости).

Утильсбор был введен для стимулирования отечественного производства, в том числе за счет ограничения импорта. Чего же удалось добиться в результате введения утильсбора?

1. Каков уровень локализации производства автомобилей?

Согласно официальным данным министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), средняя локализации на конец 2020 года составляет 33%. МИИР сообщает, что "помимо компонентов она включает заработную плату рабочих и другие затраты, направленные на изготовление автомобиля". Возможно, на заводах еще и отечественную музыку крутят для повышения уровня локализации?

На площадках ЕАЭС представители автобизнеса выступают против внедрения системы автоматизированного проектирования, поскольку она позволит следить за тем, чтобы ввоз готовых автомобилей и/или сборку не выдавали за производство.

Читайте также
Казахстанского олигарха Балушкина разыскивают по подозрению в мошенничестве

В ЕАЭС казахстанский автобизнес ходатайствует и об отсрочке увеличения доли локализации для участия в закупках стран ЕАЭС на 30 лет, то есть до 2051 года.

2. Каким образом автопроизводители достигают показателей по экспорту. Пример.

Отечественный автомобиль JAC J7 в Казахстане продается за 7 290 000 тенге (причем без НДС 12%). В России этот же автомобиль стоит 6 374 200 тенге (1 099 000 рублей по 5,8 тенге) 2021 года выпуска (с российским НДС 20%).

Т.е завод-изготовитель либо нам продает дороже, чем россиянам, либо в цене машины, которая продается в Казахстане, сидят дополнительные сборы.

3. Какие льготы получают казахстанские автопроизводители:

- за 2016-2019 годы ТОО "Оператор РОП" вернул автопроизводителям утильсбор в размере 75 млрд тенге (за 2020-2021 годы информация отсутствует);

- автопроизводители освобождены от таможенных пошлин, НДС, налога на прибыль. Например, "Азия Авто" было предоставлено льгот на 174 млрд тенге, которые государство пытается сейчас вернуть. Кстати, в 2019 году в Узбекистане автопроизводители были лишены налоговых льгот;

- выделено 82 млрд тенге для стимулирования продаж автомобилей казахстанской сборки на льготные автокредиты за 2015-2020 годы;

- на снижение процентной ставки для автопроизводителей с 2010 года выделено 10 млрд тенге, реструктуризированы кредиты для автопроизводителей на сумму 11,48 млрд тенге. Для обеспечения автокредитов государство увеличивает и пополняет уставный капитал институтов развития на крупные суммы;

Читайте также
Государство требует от "Азия Авто" вернуть 174 миллиарда тенге

- с 2010 года в Казахстане приостановлено производство 7 новых моделей автомобилей: SsangYong, SsangYong Nomad, ZAZ, Peugeot, Geely, Toyota Fortuner, IVECO. Возврата льгот не было.

4. Куда поступает утилизационный сбор?

ТОО "Оператор РОП" сообщил в СМИ, что за 2016-2019 годы собрал утилизационный сбор в общей сумме 220 млрд тенге. За 2020-2021 годы в открытых источниках нет финансового отчета ТОО "Оператор РОП", поскольку это частная компания, которая не обязана отчитываться о своих расходах.

5. Что имеют казахстанцы в результате введения утильсбора:

- с 2015 года цены на новые автомобили выросли почти в 2 раза: в тенге на 90%, в долларах США на 40%;

- за счет увеличения цен на новые автомобили и ограничения ввоза б/у автомобилей появилось более 200 тыс. машин с российскими, армянскими номерами;

- согласно данным органов адмполиции, казахстанский автопарк стремительно стареет. Средний возраст парка транспортных средств вырос с 20,5 до 20,7 лет. Данная тенденция затронула все типы транспортных средств. По результатам 2020 года средний возраст легковых автомобилей увеличился с 19,7 до 19,9 лет, грузовиков – с 24,4 до 24,8 лет, прицепов – с 23,9 до 24,3 лет, автобусов – с 18,2 лет до 18,3 лет, мототехники – с 30,1 до 30,2 лет. Налицо реальный ущерб экологии вместо декларируемой защиты окружающей среды;

- возник дефицит новых автомобилей из-за отсутствия электронных чипов и других комплектующих автомобилей;

Читайте также
Главными покупателями узбекских автомобилей оказались Казахстан и Афганистан

- дефицит и дороговизна новых авто приводят к росту цен на вторичном рынке.

Какой отсюда вывод? Заниматься "производством" авто в Казахстане крайне выгодно. Можно бесконечно открывать и закрывать производства новых автомобилей, освобождать "автопроизводителей" от налогов, таможенных пошлин, возвращать им уплаченный утилизационный сбор (правда, есть некоторые риски, в "Азия Авто" о них могут рассказать). Но непонятно как оценивать экономическую целесообразность такого стимулирования автопрома.

Миннацэкономики в одном из своих официальных писем сообщило, что законодательством не закреплена ответственность за неэффективность тех или иных преференций. Однако эффективность льгот все же зависит от реализации взятых обязательств со стороны заявителей при заключении инвестиционных контрактов. А вот контроль за реализацией контрактных обязательств в компетенцию Министерства не входит.

"Отечественный автопром" (достаточно комичное словосочетание, почти оксюморон, как "правдивая ложь") напоминает громадную финансовую пирамиду, а мы с вами – неразумных вкладчиков.

Дисклеймер или постскриптум. Я не отрицаю, что в Казахстане имеются попытки создания настоящего производства автомобилей. Но где? Покажите!

Утильсбор – это мировая практика, здесь все понятно. Но давайте тогда и размеры утильсбора приведем к общемировым, например, 100 евро. Из-за таких сумм автовладельцы вряд ли будут возмущаться.

Фото: avtosreda.ru.

Источник: страница Шынгыса Темира в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Майор 2021-11-06 10:10:31
5
у нас утильсбор это еще один способ законного отъема денег у граждан...
журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Из-за чего вертолёт минобороны совершил “жёсткую посадку” в Актюбинской области
Ремонтные предприятия продолжают срывать сроки ремонта военной техники российского производства из-за войны в Украине
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Суд не дал бывшему топ-менеджеру QazaqGaz заработать ещё 63 млн тенге
Бахтияр Избасаров рассчитывал на выплату бонусов по итогам отработанных лет
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
"Зверь" и Илон
Не пришло ли время президенту Америки пересесть на Tesla?
Загадочные джетыасарцы: куда исчез народ, полтора тысячелетия контролировавший низовья Сырдарьи
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Первого избранного народом сельского акима всё-таки уволили
Жители Торт-Кудукского сельского округа написали письмо в защиту своего акима президенту, аким Экибастуза посоветовал ему избираться заново
Сергей Агафонов: Нацпроект – это событие с "долгоиграющим" эффектом
Разработчики обещают чуть ли не революцию и полнейшую модернизацию двух ведущих отраслей экономики
После ухода Даниала Ахметова в Семее начался передел сфер влияния
Суд расторг договор доверительного управления культурно-спортивным комплексом "Арена " в районе Карагайлы
Уральский государственный медколледж собираются продать частникам
Сейчас он находится в доверительном управлении
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.