Мы до сих пор не привыкли жить в своей стране, и страх очередного нашествия извне приходит к нам во снах спустя сотни лет
Был у меня как-то разговор с человеком уже почтенного возраста, который к своим годам набрался огромного опыта не только на службе национальных интересов страны, но и пожил годами в других странах, городах и весях.
Говорили мы о наших ценностях, то есть о том, что передали нам наши предки и сейчас мы пытаемся сохранить. Точнее, отстоять, и все чаще как-то не совсем мирным путем.
Так вот, в беседе с этим человеком меня сильно раздражало его острое ощущение, что кто-то на систематической основе пытается посягнуть на его сокровенное – национальный код, идентичность, генетику. Я не понимала тогда и сейчас не понимаю, почему он чувствует себя ущемленным. Складывалось ощущение из его слов, что весь мир не смыкая глаз только и думает о том, как лишить казахский народ его национальной принадлежности.
Разве спустя годы мы не читаем стихи великого Абая, не играем на домбре, не бьем в грудь, что аль-Фараби наш, а Туркестан – еще один центр ислама? И еще много чего сакрального и не очень.
Живем же, несем миру, гордимся.
Недавно на просторах казахстанского фейсбука "благодаря" одному из пользователей всплыло видео, на котором молодой человек европейской национальности разбивает музыкальный инструмент – домбру. Насколько стало потом известно, это видео имеет свой срок давности, а молодой человек поплатился за него не только по законном уровне, но и стал жертвой избиения со стороны тех, на чей национальный код он посмел посягнуть.
Меня, как представителя автохтонного населения, поступок молодого человека по отношению к моему национальному инструменту никак не покоробил. Возмутило и оскорбило в деянии паренька только его бескультурье и бестолковое желание стать "трендом" в сети. И поступил он с домброй так, как бы сделал и с любым другим инструментом. Молодой человек, вероятно, имеет большие бреши в воспитании. Но это проблема его родителей, которым, наверняка, и так стыдно за отпрыска.
Но других пользователей тех же социальных сетей это видео задело до глубины души. Да так, что стали по очередному кругу порицать его поступок, причем в жесткой форме и публичными оскорблениями. И снова почувствовалось некое ущемление и посягательство на что-то свое и родное. Парня снова предали "фейсбучному линчеванию" и ему снова пришлось публично извиняться перед теми, чей инструмент он беспощадно разбил об пол.
Я не понимаю того пользователя, который "возродил" это видео из пепла. Чем он руководствовался и чего хотел добиться? Судя по всему, в очередной раз продемонстрировать, "кто в доме хозяин". Зачем вновь сталкивать лбами людей, переходя в плоскость этнической принадлежности?
Сейчас соцсети снова гудят, осуждая дунган из Жамбылской области, которые тоже не гости на этой земле. И снова порицания, упреки, оскорбления со стороны тех, на чьей земле они "кормятся". И снова часть казахского (не казахстанского) общества чувствует себя ущемленной и обиженной.
Но живем же мы с людьми других национальностей не первый год. Мы уже настолько ассимилировались друг с другом, что даже высокоточные генетические экпертизы будут бессильны в определении чистого казаха от нечистого.
Может, дело в наших собственных комплексах? Мы до сих пор не привыкли жить в своей стране, и страх очередного нашествия извне приходит к нам во снах спустя сотни лет. Из-за собственной неуверености мы ощущаем только посягательства в свой адрес, в том числе и на свою культуру.
Тогда стоит представить на минотучку, что будет, если все те, кого мы сейчас обижаем своим необоснованным единением в не самой подходящей для этого ситуации, разьедутся в страны, куда обычно в таких случаях мы привыкли отправлять некоренных жителей страны. И что? Вечная зависть, стукачество и кумовство – это не самые секретные пороки моего предка, которые и сейчас успешно культивируются. И даже генетика, культура и высокие речи об уникальности казахского народа будет бессильны перед этими, увы, составляющими национального кода.
Вот тогда и надо будет чувствовать себя ущемленными, но только уже собственным нежеланием расти, развиваться и быть прогрессивными. Сейчас же все эти комплексы нас тянут только ко дну.