?> ?>

Плюсы и минусы утильсбора в Казахстане

2606 просмотров
0
Галим ХУСАИНОВ
Вторник, 04 Июн 2024, 15:00

Сейчас дизайн утильсбора и вопрос его использования очень упрощённые

Выскажу свое мнение по утильсбору, которое будет отражать мой субъективный взгляд. Должна быть здравая дискуссия и обсуждение всех "за" и "против". Нужно смотреть на ситуацию гораздо шире, не только с точки зрения развития промышленности.

Читайте также
Можно ли налогами стимулировать производство

Давайте пройдемся по всем аргументам.

Начну с аргументов "за" и того, что нужно сделать, чтобы сделать тот или иной аргумент еще более весомым. Также буду писать по важности именно с моей точки зрения:

1. Самым важным аргументом является вопрос урбанистики и экологии в стране. Что бы мы ни говорили, основная концентрация автомобилей приходится на большие города, откуда нужно вытеснять автомобилистов, делать владение автомобилем дорогим и развивать общественный транспорт. То, что сейчас происходит в Астане и Алматы, показывает, что у нас в этом направлении пока не все так радужно. Тогда как решается этот вопрос дорогими парковками, заградительными пошлинами на авто и развитым общественным транспортом. Нам никуда не деться от мирового тренда на урбанизацию, поэтому, следуя этому тренду, мы должны делать владение автомобилем дорогим, а деньги от утильсбора в большей степени  направлять на развитие общественного транспорта. Многие развитые страны, такие как Сингапур, Дания, Исландия, Швеция, Финляндия и многие другие, имеют огромные регистрационные пошлины на авто как раз для этих целей. Не сказать что у них автомобильная промышленность является главным приоритетом, но при этом быть автовладельцем в этих странах крайне дорого, но зато очень хорошо развит общественный транспорт. 

Читайте также
Какие налоги нужны Казахстану

2. Произведенные инвестиции в автомобильную отрасль за 10 лет очень большие, при этом нужно смотреть на международные изменения и на то, как меняются рынки. Мы сейчас находимся в ситуации, когда российский рынок столкнулся (и я думаю это только начало) с проблемами производства автомобилей на территории страны. Большинство западных концернов закрыли производство в России, при этом сейчас китайские компании все больше и больше теснят "Автоваз" в стране. Для нас уникальный шанс забрать часть рынка на себя за счет релокации иностранных компаний к нам. Если я не ошибаюсь, KIA - первый такой проект, который начал строительство в Костанае. Это сильно меняет оценку перспектив на региональном рынке, и здесь вопрос как раз государственный, чтобы в рамках ЕАЭС убирать барьеры экспорта в Россию, а также проводить антисанкционную политику на предмет возможности реализации данного сценария. Мы находимся в лучшем положении, например, чем Узбекистан, который развил автомобильную промышленность за счет внутреннего рынка. Нам как минимум не нужно платить пошлину для экспорта в Россию, а частные лица в Россию могут завозить авто с минимальным утильсбором (думаю, нам можно этот опыт рассмотреть). К тому же, автомобильная отрасль сейчас сильно стандартизировалось и вы увидите, что многие одинаковые запчасти системы установлены на разных авто. Это делает процесс сборки более простым и выгодным. 

Читайте также
Из-за крепкого тенге бюджет Казахстана недополучает огромные суммы

3. У нас утильсбор платится только на автомобили с ДВС, тогда как на электрокары утильсбора и пошлин нет, что в целом меняет ландшафт владения автотранспортом. Электричество гораздо дешевле, чем бензин в переводе на 1 км движения. Для создания полноценной системы электрокаров нужна отдельная программа по созданию инфраструктуры для них. И часть поступлений от утильсбора нужно отправить на развитие такой инфраструктуры. Это не просто мировой тренд, но и экономически выгодно, так как владение электрокаром гораздо дешевле. Нет налогов, и стоимость обслуживания гораздо дешевле. 

Теперь поговорим про отрицательные стороны утильсбора и заградительных регистрационных сборов:

1. Утильсбор делает недоступным автомобили для части граждан, так как в дешевом сегменте его доля в стоимости может составлять 50%, и это не позволяет решать вопрос покупки авто для сельских жителей и другой сельхозтехники, а для них это важный момент в развитии. У нас большие расстояния, и сельские жители должны иметь авто для передвижения и развития сельского хозяйства. Решение данного вопроса должно лежать в плоскости изменения самого утильсбора.

В России, например, каждый гражданин может ввозить один автомобиль в год по льготной ставке для частного пользования. Я думаю, что это разумный вариант решения данной проблемы. Также нужно регистрационный сбор по регионам сделать дифференцированным. Утильсбор по сельхозтехнике возмещать в виде субсидий для КХ и ТОО в сверках сельхозпроизводства.

Читайте также
Как решить вопрос с закредитованностью казахстанцев

2. Нет прозрачности в распределении утильсбора. Я думаю, основная проблема заключается в том, что многие считают, что деньги от утильсбора попадают производителям автомобилей, что не совсем так, и в этом плане нужна прозрачность и система целевого распределения денег от утильсбора. Я считаю, что деньги от утильсбора должны уходить на развитие общественного транспорта (экологические автобусы и троллейбусы, трамваи, метро, ЛРТ, пригородные железные дороги) и развитие инфраструктуры для электрокаров, где нужно по всем основным магистралям тянуть электричество.

3. Неконкурентное преимущество у отечественных автомобилей за счет заградительных пошлин и сборов. Пошлины на автомобили у нас устанавливаются на уровне ЕАЭС, поэтому их изменить невозможно, тогда как утильсбор - это внутренний сбор Казахстана, и, мне кажется, мы должны, как я до этого говорил, изменить дизайн самого утильсбора и дать возможность каждому человеку для частного пользования привозить один автомобиль с пониженным утильсбором, но это должно касаться только сегмента недорогих авто, и при перепродаже менее чем за 1 год, уплачивается утильсбор в полном объеме. В дорогом сегменте доля утильсбора не так велика и не дает большого преимущества для Казахстанских производителей.

Считаю, что мы должны больше сосредоточиться на изменении дизайна утильсбора и других сборов, сделать их более гибкими и решающими вопросы всех аспектов нашей жизни, будь то развитие промышленности, решение вопросов экологии и обеспечение доступности автомобилей для населения. Сейчас у нас дизайн утильсбора и вопрос его использования очень упрощенные и не в полной мере отвечают вопросам поставленным выше.

Фото: © Ratel.kz / Айдын Олжаев.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




?> ?>
автор orda.kz
Воровской общак – это святое!
Чего боится председатель Верховного суда Мергалиев
Судебная администрация ВС из последних сил пытается скрыть представления председателя Верховного суда
"Прокладка" отозвала ходатайство, по которому председатель Верховного суда Мергалиев вынес представление в коллегию
Имиджевые риски оказались слишком высоки после предания Ratel.kz ситуации публичной огласке
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Понты до ОПЕК доведут. Но радости не принесут
Кто настаивает на участии Казахстана в Организации стран-экспортёров нефти
Полуоткрытая власть: почему заметных улучшений в качестве госуправления пока ждать не стоит
Усилия прошлых лет по росту открытости власти большого эффекта не имели
Кто прокормит Китай?
Кто предупреждён, тот вооружён
Руины в пустыне Прибалхашья: высший промысел или гнев Чингисхана
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Входа нет: экскурсия по заброшенному памятнику ЮНЕСКО
Древнее городище Талхиз планомерно уничтожается равнодушием и бесхозяйственностью тех, кто должен заниматься его развитием
Правительство обвиняет журналистов в нарушении тайных правил
Корреспондент Press.kz Жания Уранкаева получила письмо от руководителя пресс-службы правительства о том, что ей до конца года запрещён вход в Үкімет үйі
С начала года в ВКО вернули государству свыше 58 тысяч гектаров земли
Основная проблема заключается в установлении местонахождения землевладельцев
Работница международного вуза присваивала оплату за обучение
Она была женой ректора и утверждала, что на украденные деньги содержала семью мужа
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Что за дикари разрушают петроглифы ради щебня и цемента
Вмешаться должен уже сам президент
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.