Сейчас дизайн утильсбора и вопрос его использования очень упрощённые
Выскажу свое мнение по утильсбору, которое будет отражать мой субъективный взгляд. Должна быть здравая дискуссия и обсуждение всех "за" и "против". Нужно смотреть на ситуацию гораздо шире, не только с точки зрения развития промышленности.
Давайте пройдемся по всем аргументам.
Начну с аргументов "за" и того, что нужно сделать, чтобы сделать тот или иной аргумент еще более весомым. Также буду писать по важности именно с моей точки зрения:
1. Самым важным аргументом является вопрос урбанистики и экологии в стране. Что бы мы ни говорили, основная концентрация автомобилей приходится на большие города, откуда нужно вытеснять автомобилистов, делать владение автомобилем дорогим и развивать общественный транспорт. То, что сейчас происходит в Астане и Алматы, показывает, что у нас в этом направлении пока не все так радужно. Тогда как решается этот вопрос дорогими парковками, заградительными пошлинами на авто и развитым общественным транспортом. Нам никуда не деться от мирового тренда на урбанизацию, поэтому, следуя этому тренду, мы должны делать владение автомобилем дорогим, а деньги от утильсбора в большей степени направлять на развитие общественного транспорта. Многие развитые страны, такие как Сингапур, Дания, Исландия, Швеция, Финляндия и многие другие, имеют огромные регистрационные пошлины на авто как раз для этих целей. Не сказать что у них автомобильная промышленность является главным приоритетом, но при этом быть автовладельцем в этих странах крайне дорого, но зато очень хорошо развит общественный транспорт.
2. Произведенные инвестиции в автомобильную отрасль за 10 лет очень большие, при этом нужно смотреть на международные изменения и на то, как меняются рынки. Мы сейчас находимся в ситуации, когда российский рынок столкнулся (и я думаю это только начало) с проблемами производства автомобилей на территории страны. Большинство западных концернов закрыли производство в России, при этом сейчас китайские компании все больше и больше теснят "Автоваз" в стране. Для нас уникальный шанс забрать часть рынка на себя за счет релокации иностранных компаний к нам. Если я не ошибаюсь, KIA - первый такой проект, который начал строительство в Костанае. Это сильно меняет оценку перспектив на региональном рынке, и здесь вопрос как раз государственный, чтобы в рамках ЕАЭС убирать барьеры экспорта в Россию, а также проводить антисанкционную политику на предмет возможности реализации данного сценария. Мы находимся в лучшем положении, например, чем Узбекистан, который развил автомобильную промышленность за счет внутреннего рынка. Нам как минимум не нужно платить пошлину для экспорта в Россию, а частные лица в Россию могут завозить авто с минимальным утильсбором (думаю, нам можно этот опыт рассмотреть). К тому же, автомобильная отрасль сейчас сильно стандартизировалось и вы увидите, что многие одинаковые запчасти системы установлены на разных авто. Это делает процесс сборки более простым и выгодным.
3. У нас утильсбор платится только на автомобили с ДВС, тогда как на электрокары утильсбора и пошлин нет, что в целом меняет ландшафт владения автотранспортом. Электричество гораздо дешевле, чем бензин в переводе на 1 км движения. Для создания полноценной системы электрокаров нужна отдельная программа по созданию инфраструктуры для них. И часть поступлений от утильсбора нужно отправить на развитие такой инфраструктуры. Это не просто мировой тренд, но и экономически выгодно, так как владение электрокаром гораздо дешевле. Нет налогов, и стоимость обслуживания гораздо дешевле.
Теперь поговорим про отрицательные стороны утильсбора и заградительных регистрационных сборов:
1. Утильсбор делает недоступным автомобили для части граждан, так как в дешевом сегменте его доля в стоимости может составлять 50%, и это не позволяет решать вопрос покупки авто для сельских жителей и другой сельхозтехники, а для них это важный момент в развитии. У нас большие расстояния, и сельские жители должны иметь авто для передвижения и развития сельского хозяйства. Решение данного вопроса должно лежать в плоскости изменения самого утильсбора.
В России, например, каждый гражданин может ввозить один автомобиль в год по льготной ставке для частного пользования. Я думаю, что это разумный вариант решения данной проблемы. Также нужно регистрационный сбор по регионам сделать дифференцированным. Утильсбор по сельхозтехнике возмещать в виде субсидий для КХ и ТОО в сверках сельхозпроизводства.
2. Нет прозрачности в распределении утильсбора. Я думаю, основная проблема заключается в том, что многие считают, что деньги от утильсбора попадают производителям автомобилей, что не совсем так, и в этом плане нужна прозрачность и система целевого распределения денег от утильсбора. Я считаю, что деньги от утильсбора должны уходить на развитие общественного транспорта (экологические автобусы и троллейбусы, трамваи, метро, ЛРТ, пригородные железные дороги) и развитие инфраструктуры для электрокаров, где нужно по всем основным магистралям тянуть электричество.
3. Неконкурентное преимущество у отечественных автомобилей за счет заградительных пошлин и сборов. Пошлины на автомобили у нас устанавливаются на уровне ЕАЭС, поэтому их изменить невозможно, тогда как утильсбор - это внутренний сбор Казахстана, и, мне кажется, мы должны, как я до этого говорил, изменить дизайн самого утильсбора и дать возможность каждому человеку для частного пользования привозить один автомобиль с пониженным утильсбором, но это должно касаться только сегмента недорогих авто, и при перепродаже менее чем за 1 год, уплачивается утильсбор в полном объеме. В дорогом сегменте доля утильсбора не так велика и не дает большого преимущества для Казахстанских производителей.
Считаю, что мы должны больше сосредоточиться на изменении дизайна утильсбора и других сборов, сделать их более гибкими и решающими вопросы всех аспектов нашей жизни, будь то развитие промышленности, решение вопросов экологии и обеспечение доступности автомобилей для населения. Сейчас у нас дизайн утильсбора и вопрос его использования очень упрощенные и не в полной мере отвечают вопросам поставленным выше.
Фото: © Ratel.kz / Айдын Олжаев.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!