Откуда берутся 30-40 летние люди, работающие и живущие "по понятиям", для которых есть закон обычный и Закон Настоящий - неписаный, братанский, волчий?
На снимке: кадр из криминальной драмы "Тараз" Нуртаса Адамбаева.
В детстве и школьные годы, помню, сверстники и даже люди постарше в нашем Таразе тащились от городского бандитизма. Столь романтичным он был.
Мальчики начинали собирать грев с класса четвертого. Для них - братанов, которых никто никогда не видел, о которых ходили легенды, оглушительные рассказы на грани героизма, плохого, конечно, но почему-то щекотливо любимого всеми.
По 30-50 тенге с младшаков, с середняков на блок сигарет, со старших крупнее, кому как карман позволит. И это не принуждение, ни в коем случае, это знак причастности.
Придет пацан домой, уже такой важный - другой тон, другие манеры, другие выражения. Что случилось? Он начал "собирать", он причастен к чему-то важному, к чему-то, за что уважают.
Об этом, конечно, не должны знать взрослые, ни мама, ни папа, ни, наконец, девчонки. Растет мужчина с мужскими делами. Вечера напролет сидение во дворах на кортах, обсуждение, рассказы и учения о том, как на самом деле устроен мир.
И каждый раз такие разговоры. Махмадовских в клубе Кырыкбаевские прирезали. Безмолвный анализ, шепот, ночные кухонные посиделки. Весь расклад: глава чеченцев такой-то брат Махмадов ушел в религию, продал вино-водочный завод, теперь не при делах. Его прессуют и людей его гонят с вип-диванов таразских танц клубов. Ахх...
Кирова - это такая улица, конец которой упирается в психдиспансер на окраине города. Кировские, по слухам, сняли бандитскую обертку, когда часть из них ушла в милицию и прочие правоохранительные органы.
Стали агашками, семейные, погоны и полный граненый стакан каждые два года, все дела. К ним можно за жизненными советами ходить и проблемы с законом налаживать. Так говорят. Конечно, это ужасная ложь, что вы. Кто мол остался, тех свои же закатали куда надо, ибо нынче государство и закон превыше всего.
Кырыкбаевские. Ох, это был, наверное, последний оплот робингудовской романтики Тараза, который я знала по крайней мере. Там до кучи много братьев, ужасных убийц, авторитетов и вершителей справедливости. Кто не с ними, тот против самого себя.
Школьники из этой семейки ездили на красных тачках без крыши из фильмов про полицию Майами. Представляете, какой фарс.
Пиар был просто мега. Часть в конце посадили, скрутив руки, а часть, которая исправилась, говорят, эмигрировала в Дубаи. Так ходят легенды. Но все равно, их в Таразе приравнивали к успешному успеху - в бизнесе, семье, связях и жизни, в конце концов.
Пропащие люди, жертвы бандитской романтики - это малые группы и их лидеры. Один был такой - Братан, назовем его так. Его в одном частном районе Тараза боялась даже милиция. Братан замутил драку, бьют, избивают, сжигают, а милиция не едет на вызовы, и не приедет. Потом его все-таки взяли. Крыша кончилась или ушел страх у милиции наконец.
По легендам, взяли за то, что с другими братанами планировали взорвать Кировское водохранилище. К слову, это такое место в горах, которое если "выльется", то Тараз, стоящий ниже, превратится в одно большое грязное озеро. Почему? Почему эти бандиты хотят такого максимализма, мести, возмездия? И что их объединяет? Это же так тупо...
Этим легендам нет конца, сами же знаете. Но суть в другом. Позже этот романтизм начал выпариваться из мозгов. Как это делалось? Кто-то, кому супер повезло, получал образование в других городах, зарубежах, менял приоритеты и благополучно отстранялся. Кто-то в народную базарскую коммерцию ушел, им не до заварушек. Но остались розовощекие инфантилы, кому без романтики ну вот нельзя. Все повзрослели, даже авторитеты, но щеглота из скудных школ и калледжей с обкуренными тулетами не унималась.
Перевоспитание таких проходило, как ни странно, в милиции. Мальчик из обычной семьи, 8 класс, взял крутящуюся бабочку и вышел вечерком с другими такими же школьниками. Самоутверждаться. Пошли, сняли с кого-то дубленку, у кого-то сотку отобрали. Конечно, их словили и повезли в обезьянник. Оттуда они выйдут другими людьми, за ночь повзрослевшими. И опять такая же фигня - что там было внутри не должны знать родня и девчонки, мужиком будь, жаловаться слабо. Но мы узнавали. Бьют, конечно, так бьют, чтобы синяков не осталось, и подвесив, и уложив под груду книг или баклажками с водой.
А потом начинается психотерапевтическая часть, разговоры по душам и наставления. Одна из лучших, беспроигрышных терапий - показывать фотографии с пытками авторитетов. "Вот бывший "Братан", про которые ты легенды слушал и на которого хотел быть похожим по крутизне. Видишь, как ему плохо?" А там у парня дубина с презервативом в заднем проходе.
Какие воспитатели, такие методы...
Таких видосов, кстати, достаточно в ютубе. Забить "Как ломают на зоне", и выйдет целая плеяда, тюрьмы со всего снг, люди в масках и стонущие от ударов зеки у стен. Бррр. Не понимаю, как толерантный ютуб до сих пор их не заблочил.
Знаете, что? Эти унизительные фотки Братана с пытками видела каждая таразская сопля, искавшая приключений в бандитском романтизме с бабочкой в руках.
Конечно, терроризм есть терроризм, нельзя хотеть взорвать водохранилище. Но воспитание-то ущербное как из таких бошк убрать? А как объяснить пацанчикам, которые видели эти фотки? Это уже калеки.
Депрессивный, конечно, пост, совсем не праздничный. Но мы должны знать или хотя бы думать, откуда берутся 30-40 летние и даже моложе люди, которые работают и живут по понятиям, для которых есть закон обычный и Закон Настоящий - неписаный, братанский, волчий.
Братишку недавно сбила машина. Шел спокойно по пешеходу на зеленый. И на тебе, прокатился по капоту, головой об асфальт грохнулся. В такой ситуации в нормальном обществе люди должны вызвать, в первую очередь, скорую, потом правоохранительные и все дела. Ок. Но как у нас?
Водитель вышел из машины и ему прохожие челюсть сломали, "почему так ездишь, тварь!" деп. По понятиям - молодцы, че сказать, мужеки, выбили дурь, в следующий раз будет знать...
Но что-то мне внутри подсказывает: что-то здесь не так. Нормальное общество же по-другому, наверное, строится.
И власть тут совсем не при чем, оставим несчастных псевдодепутатов, министров-коррупционеров, че с них брать-то, безнадега одна.
Как исправиться и начать жить по закону, а не по понятиям?
Лично, единолично, вне зависимости от окружающих. Вот здесь нам нужен конкретный рухани жангыру. Прям начиная с туалетных, незаметных на первый взгляд, мелочных уровней.
Источник: страница в Facebook Рабиги АБДИКЕРИМОВОЙ. Публикуется с разрешения автора.