Как в фильмах – лауреатах Оскара отражалась современная им эпоха
В преддверии 92 церемонии вручения премии Американской киноакадемии, известной как Оскар, надеюсь, читателю будет интересно поразмышлять о том, как в фильмах – лауреатах отражалась современная им эпоха.
30- годы прошлого века
Перечень лауреатов по основным номинациям – лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль, лучшая женская роль, лучший сценарий – смотрите в таблице 1. В столбце "кол-во номинаций" указаны все номинации, не только основные. И надо пояснить, что в 1930 г. премия вручалась дважды: 3 апреля и 5 ноября.
Тридцатые годы – это десятилетие, в которое уместилась Великая депрессия, Новый курс Рузвельта и начало Второй мировой войны.
В 1929 г. премия вручалась фильмам, снятым в 1927 и 1928 годах, поэтому темы грядущего десятилетия в них никак не затронуты. Хотя, наверное, в "Седьмом небе" увидеть предчувствие надвигающейся беды: бедность, любовь, война, разлука, тяжелое ранение. Но любовь все-таки побеждает.
Еще стоит отметить, что три фильма лауреата посвящены Первой мировой войне. Еще два фильма об этой войне будут премированы в следующие годы: в 1930 г. "На Западном фронте без перемен" и в 1931 г. "Утренний патруль". И их трагичность была созвучна общественному настроению, потрясенному биржевым крахом 1929 г.
Фильмов, посвященных непосредственно кризису, среди лауреатов этого десятилетия нет. Наиболее полно атмосфере всеобщего упадка в самый тяжелый период Великой депрессии соответствовала кинокартина "Град Отель", получившая в 1932 г. приз за лучший фильм. Всех персонажей преследуют неудачи, некоторые из них готовы на самые отчаянные шаги. Но Любовь, как и положено, в конечном итоге, побеждает.
О преодоление трудностей и невзгод рассказывают фильмы: "Восход солнца", "Развод", "Мин и Билл", "Плохая девчонка", "Чемпион", "Грех Мадлен Клоде", "Маленькие женщины". Что характерно, жанрово они все относятся к семейным драмам.
В 1933 году в Белый дом заселяется Ф.Д. РУЗВЕЛЬТ со своим Новым курсом. Беседы у камина, общественные работы, восстановление экономики и снижение безработицы меняют настроение и в кино, и киноакадемиков. В 1935-м во всех пяти основных номинациях (первый из трех таких фильмов за всю историю Оскара) побеждает комедия о любви между бедным репортером и дочерью миллионера, в подтексте можно разглядеть: все, депрессии конец.
Уже отмечаются уже не просто фильмы о преодоление невзгод, а о пути к успеху, пусть и не простому: "Ранняя слава" (1934) и "Опасная" (1936).
Отмечаются фильмы о смелых, благородных, не сломленных судьбой персонажах: "Повесть о Луи Пастере" (1937) и "Жизнь Эмиля Золя".
Отмечается наградой и несколько фильмов о правильном воспитание: "Отважные капитаны" (1938), "Город мальчиков"» (1939) (Спенсер ТРЕЙСИ получил приз за лучшую мужскую роль в обоих фильмах) и "До свидания, мистер Чипс" (1940).
Голливуд всегда был склонен к либерализму с налетом социализма, поэтому в любое десятилетие найдутся фильмы, обличающие богачей и воздающие благородным беднякам. И в последующие десятилетия мы найдем среди лауреатов картины эту тему.
В период Великой депрессии лауреатом стала семейная драма "Скиппи" (1931), в которой наказывается подлый богач. А уже при Новом курсе получает премию комедия "С собой не унесешь" (1939), в которой бедняки, в отличие от богачей, живут полной и радостной жизнью.
А если же богач вдруг оказывается человеком благородным, то он отказывается от своего богатства, как в "Мистер Дидс переезжает в город".
И никуда не деться от политической сатиры. В 1940 г. свою статуэтку получает "Мистер Смит едет в Вашингтон".
Эпическая драма "Унесенные ветром" — это не только про войну Севера и Юга, но рефлексия по поводу надвигающейся фашистской угрозы.
40-е годы прошлого века
Главное в этом десятилетие – Вторая мировая война с последующим возвращением к мирной жизни.
В это десятилетие снималось много жанровых развлекательных фильмов, часть которых была удостоена наград киноакадемии. Мы их не будем перечислять, они все представлены в таблице 2.
Но выделим среди них "Дом на 92 улице" (1946) - шпионский триллер о борьбе с нацистскими агентами, поставленный при активном участии ФБР.
Снималось и кино, основной задачей которого был подъем патриотизма. Среди лауреатов Оскара к таким можно отнести: "Воскресни, любовь моя" (1941), "Сержант Йорк" (1942) (история о реальном герое Первой мировой войны) и "49 параллель" (1943).
В ряде фильмов, удостоенных Оскара, война была фоном для любовных и семейных драм. В первую очередь, это, конечно "Касабланка", получившая свои статуэтки в 1944 г. Но к этой же категории можно отнести: "Женщина года" (1942), "Миссис Минивер" (1943), "Дозор на Рейне" (1944), "Принцесса О'Рурк" (1944), "Человеческая комедия" (1944), "Каждому свое" (1947) и "Совершенные незнакомцы" (1947).
Непосредственно к военным фильмам можно отнести только "Поле битвы", о боях во Франции в 1944 г.
Адаптации ветеранов войны к мирной жизни посвящены "Лучшие годы нашей жизни" (1947), получившие 4 из 5 основных премий.
Нельзя не упомянуть "Гроздья гнева", экранизацию романа Дж. СТЕЙНБЕКА о Великой депрессии – эта тема догнала из прошлого десятилетия.
Тема политических интриг и коррупции будет всплывать из десятилетия в десятилетие. В этом – "Вся королевская рать" об изворотливом губернаторе Вилли Старке, отмеченная академиками в 1950 г.
Об остальных десятилетиях в последующих заметках.
Фото: Shutterstock.