Операция «сабурбизация» и трамвай «Желание»

2808 просмотров
0
Тимур СЕЙТМУРАТОВ
Суббота, 24 Мар 2018, 19:00

Развитие пригородов решает острейший жилищный вопрос и тем самым снимает один из основных социальных вызовов урбанизации

На снимке: новый трамвай в Вашингтоне.

Читайте предыдущую статью Тимура СЕЙТМУРАТОВА «И в век сплошного интернета не обойтись без туалета».

Чужой опыт не обязательно должен служить примером для дублирования. У всех ведь своя жизнь. Однако порой сложно отделаться от ощущения, что Казахстан в определённой степени повторяет путь, который во многих странах пройден несколько раньше. И в этом, в общем-то, нет ничего плохого. Вопрос лишь в одном: насколько необходимо наступать на грабли, уже некогда больно ударившие других? Не прагматичнее ли, с учетом чужых проб и ошибок, перейти сразу к позитивной фазе развития?

Читайте также
Не пугайте интуриста стальным голосом чекиста

Как стёрли грань между городом и деревней

Возьмем, к примеру, процесс урбанизации, который проявляется в Казахстане стремительно нарастающими темпами. Массовая миграции сельского населения в большие города - часть глобальной истории, через которую прошли многие государства. Кто-то более или менее успешно, кто-то не очень.

США с этой проблемой, можно сказать, справились лучше многих. Нет, конечно, остановить урбанизацию, переломить объективный тренд, не удавалось, наверное, еще никому. Подтянуть бытовой комфорт в сельской местности до городского уровня - задача архисложная. Даже для государств, где жизнь управляется и приводится в движение командно-административными методами. Окончательно стереть грань между городом и деревней в своё время обещал ещё Никита ХРУЩЁВ. Но обещание, как мы знаем, так и осталось обещанием.

Американцам же, целенаправленно эксплуатирующим материалистичное желание любого человека иметь собственное жильё, острые углы стихийной урбанизации удалось сгладить, запустив процесс встречной сабурбизации (от англ. suburb - пригород).

Сабурбия - это обширные, растянувшиеся на многие мили «деревенские» пригороды американских городов. Для решения в том числе и проблемы переполненных, задыхающихся в автомобильных пробках городов при президенте ЭЙЗЕНХАУЭРЕ была построена знаменитая сеть скоростных многополосных магистралей (хайвеев).

Благодаря хайвеям американцы получили быстрый инфраструктурный доступ из городов в пригороды и обратно. Транспортная отдушина стала стимулом для массового спроса горожан на жильё в загородной зоне. Спрос, как и положено в рыночных условиях, моментально породил предложение - на пустующие территории пришли застройщики. Более дешёвая, в сравнении с городом, земля позволила застройку сделать доступной по цене для массового потребителя. Таким образом, Америка решила для подавляющей части своего населения острейший жилищный вопрос и сняла один из основных социальных вызовов урбанизации.

Казахстан - страна с громадной территорией. Вокруг главных казахстанских городов - уходящие за горизонт свободные пространства. А вместо их освоения, вместо «выдвижения» городской инфраструктуры в этом направлении, города продолжают страдать типичной болезнью начальной урбанизации - центростремительным притяжением, засасывая в городские кварталы тысячи новых приезжих.

Ухоженные улицы и скверы, обустроенная и налакированная урбанистическая привлекательность центральных районов, на фоне привычной унылой серости так называемых окраин, служит очень мощным социальным раздражителем. Сабурбизация в Америке сняла в первую очередь именно эту проблему. Жить в американском пригороде не только престижно, но и не менее комфортно, чем в городе. Особенно людям семейным с детьми. Магазины, рестораны, кинотеатры, разнообразная спортивная инфраструктура, хорошие государственные школы, по сути, стёрли ту самую пресловутую грань между городом и деревней.

Читайте также
"Золотой квадрат", или Сказки о равенстве

В карете прошлого далеко уехали

Поделиться хотел ещё одним «открытием». На днях заехав в некогда заброшенный, а сейчас бурно развивающийся отдалённый район столицы США, неожиданно для себя наткнулся на новенький трамвай, шустро бегущий по городским улицам. Надо сказать, что электрические трамваи в округе Колумбия существовали с 1862 года. Но потом, во второй половине XX столетия, столичные власти решили, что трамвай - это пережиток ушедшей эпохи. И в 1962 было принято решение трамвайный транспорт «пустить под нож», а трамвайные пути сдать на металлолом. Ничего вам не напоминает? Вот и мне тоже.

Однако теперь американская столица полна решимости трамвайное сообщение в городе возродить и уже проинвестировала 45 миллионов долларов из запланированных 320. Показательно, что, попутно с Washington DC, трамвайный транспорт создаётся с нуля либо возрождается вновь в 12 крупных агломерациях США. Ещё 5 мегаполисов, включая Нью-Йорк, скрупулезно изучают опыт и готовят проекты.

Мотивация очевидна. Прежде всего, это экологическая обстановка. Она для многих городских властей стала сегодня категорией экономической. Люди массово бегут из городов с плохой окружающей средой и переезжают в города с хорошей. А новые люди для любого мегаполиса - это новые налоги, растущий рынок, бурное строительство. Словом, богатство и процветание. Разве кто-то из городских мэров от такого откажется?

Во-вторых, как показывает продолжительный опыт американского города Портленд, штат Орегон, где давно функционирует одна из самых продвинутых в США систем трамвайных перевозок, трамваи в итоге оказались более экономически эффективны, нежели автобусы. А американские городские менеджеры доллары считать умеют. Поэтому, посчитав, трамваи решили возрождать. В общем, всё новое, как говорится, это хорошо забытое старое. Вроде бы отжившие свой век трамваи сегодня снова считаются признаком прогресса и новизны.

Читайте также
Клинтон, рэкет и уран засветили Казахстан

Возможности соответствуют желаниям

Под трамвайную тему невольно вспомнил классику американского кинематографа - фильм «Трамвай «Желание». Помните, там героиня в исполнении Вивьен ЛИ живёт надеждой на красивую жизнь.

Желание жить в красивом, уютном, доступном по деньгам доме, дышать чистым воздухом и пользоваться при этом всеми благами цивилизации естественно для любого человека. Не будь у нас желания улучшать свою жизнь, человечество до сих пор довольствовалось бы пещерным существованием.

Для героини фильма «Трамвай «Желание» возможность изменить свою жизнь к лучшему было, увы, недостижимо. В отличие от Казахстана, где возможности вполне могут соответствовать желаниям. По моему скромному разумению.

 

Источник: страница Тимура СЕЙТМУРАТОВА в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

 

Фото: washington.org.

Комментарии отключены!

Но вы можете оставить свой комментарий и почитать мнения других читателей об этой публикации на нашей странице в Facebook.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Алматинские власти предложили ввести дополнительный экоплатеж для авто с экологическим классом ниже Евро-5. В планах – платный въезд в мегаполис для старых машин. Как вы относитесь к инициативе акимата Алматы?

Политолог
Ежегодная замена бордюров требует в нынешних сложных условиях не только повышения налогов, но и внедрения технологий ИИ.
Подставили или недоглядели? — министр транспорта попал впросак из-за катастрофы Bek Air
После неуверенного ответа чиновника всплыл старый отчет, завершённое следствие и открытый суд
Мировая нефтедобыча достигла рекорда
Доля стран постсоветского пространства в добыче нефти неуклонно сокращается
Перизат Кайрат: громкое дело, закрытые двери и сумки Hermès
Судья предупредил: любые предположения или домыслы о специфике ведения процесса будут расцениваться как давление на суд
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
Репортаж из XX века
Почему в СССР привлекали несовершеннолетних к опасной деятельности
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Депутат Базарбек, став свидетелем трагедии на пляже, заговорил о “диком” туризме
В полиции начали расследование условий безопасности на общественных зонах отдыха
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Как продавщица бутика магнитный съёмник прикупила
С этим приобретением женщина устроила бесплатный шопинг по фирменным магазинам
Вести с тарифного фронта: старушка Европа готова платить
Тарифные войны оказались яркими, но короткими
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.