ОКОЛОНАУЧНАЯ ИСТОРИЯ. ВВЕДЕНИЕ

7155 просмотров
0
Аскар КУМЫРАН
Среда, 04 Дек 2013, 00:00

Печально, что сегодня в Казахстане, особенно среди части молодой интеллигенции, наблюдается пессимизм по поводу будущего, но это явление временное

 

Много лет у нас было один взгляд на историю. Только тот, что нам давали из союзного центра. Любое отклонение от выбранного пути означало репрессии и наказание. Достаточно вспомнить профессора Бекмаханова, который был отправлен лагерь только за то, что писал об антиколониальной борьбе последнего казахского хана Кенесары. Можно сказать и об алашординцах, чье наследие безжалостно уничтожалось. В итоге мы получили целое поколение, которое росло в полной зависимости от официальной трактовки истории казахов. Очень удобный способ контроля за обществом: нация, не знающая своего истинного прошлого, не способна адекватно верить в свое будущее.

Печально, что сегодня в Казахстане, особенно среди части молодой интеллигенции, наблюдается пессимизм по поводу будущего, но это явление временное. Во многом в этом виновато закомплексованное и презрительное отношение к своему прошлому, представления о котором взяты из советских учебников. Историография, диктуемая союзным центром не признавала (и вовсе запрещала) другие теоретические школы, кроме марксистско-ленинской.

Нас очень долго убеждали в том, что без "партии Ленина и воли народной" мы так и остались бы «в патриархальном обществе под гнетом проклятых феодалов».

Советская историография учила нас тому, что все наше прошлое это летопись борьбы двух основных классов – буржуазии и рабочих. Это представлялось для большевиков очень важным, чтобы оправдать свои чудовищные преступления, совершенные против грамотной части населения – аристократии («капиталисты и буржуи») и среднего класса («кулачество» или в нашем случае «байство»). Без учета того, что в казахском обществе до прихода большевиков четкого разделения на классы не было. Это совершенно другой уклад жизни со своими правилами и особенностями.

При этом настоящий образ казахского народа, основу которого по европейской классификации составляла «мелкая буржуазия» (или байство), в советской историографии отсутствует.  А без мелких собственников редко создаются нации. А тем более - организованные и ответственные общества. Это заметно даже по современному периоду, когда наиболее последовательными критиками Таможенного союза стали казахские бизнесмены. А когорту новых националистов, в отличие от романтиков и и ура-патриотов 90-х, возглавляют лица, состоявшиеся в материальном плане.

Разговоры «о единой истории СНГ», «общем культурно-образовательном пространстве» возникают неспроста. Это попытка сохранить связь исторического сознания казахского общества с бывшим союзным (ныне федеральным) центром. Нам все также хотят навязать только одно видение истории Казахстана.

Ведь деколонизация казахов на новой историографии, фактически означает создание новой нации с собственным видением собственного будущего собственного государства. И тогда пребывание в Российской империи и в составе СССР станет для Казахстана всего лишь небольшим, но очень трагическим эпизодом многосерийной мыльной оперы под названием «всемирная история».

С самого начала объявления независимости мы обращались к опыту «азиатских тигров». Но в отличие от этих стран за все эти годы мы только приступили к переосмысливанию прошлого и составлению пост-колониальной истории. Я говорю программе «Народ в потоке истории». В той же Индии, кроме навязанной за годы колониализма британской версии историографии, существуют собственные теоретические школы. Или постколониальная критика Эдуарда Саида, которая совершила самый настоящий переворот в интеллектуальном мире Востока и Запада. Ведь это вопросы так необходимые для национального строительства, в какой-то мере осмысление себя: «Что с нами произошло во время колонизации?», «Что из себя представляла колонизация?», «Как жил и творил простой народ?», «Кто говорил от имени народа в тот или иной период истории и имели ли «новые элиты» право на такую роль?», «Какое место была отведено для аристократии и среднего класса в колониальной администрации и экономических институтах колонии?» и многое другое. Есть ли у нас официальная позиция по теме: "Как формировалось казахское сообщество под властью Российской империи и СССР и что есть современные казахи?" К сожалению, часто происходит так, что в Казахстане историография продолжает находиться под влиянием советской школы. Этим можно объяснить шум и истерику на некоторых отечественных СМИ, которые связывают все беды современного общества с казахским национализмом. Но проблема в том, что у нас почти не существует окончательно сформировавшейся собственной школы историографии. Об этом говорит хотя бы факт того, что у нас не развит секулярный либеральный взгляд на историю, не говоря уже про его соперницу – пост-колониальную критику. Поэтому из-за отсутствия традиции либерализма и плюрализма даже самая грамотная часть населения, часть русскоязычной научной интеллигенции проявляет жуткую нетерпимость по отношению к инакомыслию и предпочитает жить воспоминаниями.

Я не сомневаюсь в том, что у нас скоро появятся настоящие ученые, которые будут смотреть на отечественную историю не только сверху, но и снизу. Все же программа «Народ в потоке истории» даст свои плоды. Из-за рубежа возвращаются молодые люди, которые имеют взгляды на историю отличные от колониальных и постколониальных клише. Возможности есть, как есть и исторические источники, которые в советское время не признавались. Да и не рассматривались особо, поскольку в национальных окраинах, зачастую историки не владели иным языком кроме родного и русского. А значит, не имели возможности читать оригиналы на чагатайском, арабском, турецком, персидском, китайском и других языках. Сейчас все изменилось, более того, мы можем обратиться к ранее малоисследованным посланиям из прошлого. Современная западная и пост-колониальная историография в отличие от советской признала традицию устной передачи истории действенной, наряду с материальными свидетельствами. А этот фонд у казахов один из богатейших в мире. Не зря профессиональный историк и писатель Мухтар Магауин в своих книгах обращался не только к письменным источникам, но и учитывал народные сказания (дастаны и кисса). А Акселеу Сейдимбек и вовсе посвятил целый труд «Қазақтын ауызша тарихы» (устная история казахов).

Я верю, что будущее нашего прошлого в талантливых ассистентах кафедр, молодых преподавателях, молодых докторах PhD по истории, политологии, этносоциологии и антропологии. Это незасоренный взгляд и оторванность от колониальных стандартов. Уже сегодня мы видим, что проводят те же конференции по Ашаршылыку (казахский голодомор) совместно с украинцами, чего раньше трудно было представить. Многие молодые ученые уехали работать в зарубежные архивы.

Мы идем к пониманию и написанию собственной истории. Поверьте, у нас огромный потенциал для создания собственной школы пост-советской историографии и избавления от старых шаблонов и стандартов.

В этот процесс хочу внести свою скромную лепту, начав цикл статей под названием «Околонаучная история». Это будут небольшие заметки о нашей истории, из того, что знаю лично я. История о людях, или народная история. Как это было раньше, о чем знаю, что узнал о том и пишу.

А «Околонаучная» так потому что я не ученый. Все по-честному.

 

Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером