Мы переняли у Америки внешнюю атрибутику их службы, не поменяв саму идеологию, что отражается на качестве оказания экстренной помощи
Когда умер кумир далёких 90-ых Юра ШАТУНОВ, в той взрывной волне эмоций, накатившейся со всех сторон, практически никто не обратил внимания на одну маленькую, но при этом судьбоносную деталь – неэффективность работы службы скорой помощи.
Я видел момент его смерти в социальных сетях. Видел, как его с обширным инфарктом несли друзья на своих спинах и как заносили в какую-то машину, напоминающую машину скорой помощи. Почему напоминающую? Потому что я не увидел там необходимой аппаратуры, не заметил, чтобы специалисты начали экстренную реанимацию.
Даже этих двух факторов достаточно для того, чтобы умереть. И для этого не нужно быть экспертом в медицине. И не трудно представить те муки, которые испытал Юра в последние минуты своей жизни. Может, я не прав, но я сужу лишь по тем кадрам, что были в Интернете.
А как дела у нас? Каждый день практически публикуются статьи о том, что тому неправильно поставили диагноз, этому вовремя не оказали помощь и так далее. Конечно, обидно читать про это. Но в чём причина всех этих бед? Почему работники начали возмущаться? Давайте попробуем разобраться.
Начнём с самого главного – с модели самой службы. Если упростить, то в мире существуют всего две модели, которые отличаются тем, кого к кому везут. В одной модели везут врача к пациенту, а во второй, стало быть, наоборот - пациента к врачу. Я как-то об этом подробно писал, можете почитать.
Так вот. Мы всю свою историю работали по первой модели, которая принята во многих странах. То есть мы возили врача к пациенту. Поэтому в наших службах есть кардиологи, педиатры, психиатры и многие другие. У нас и сегодня пока скорая приезжает, осматривает, ставит диагноз, назначает лечение, делает уколы, наблюдает и даже выписывает больничный.
Во второй модели этого нет. В странах с такой моделью, в той же Америке, например, скорая приезжает, только если ты уже при смерти, и тут же везёт тебя в приёмный покой больницы. Их задача - не дать тебе умереть по дороге и всё. А что у тебя и почему так произошло - их по большому счёту не волнует. Однако надо отметить, что они действительно умеют делать всё и реально не дадут тебе уйти в мир иной по дороге в больницу. Если есть хоть какой-то шанс, конечно же.
А как же остальные диагнозы? Роды, повышенное давление, высокая температура и так далее? Будь добр, вызывай такси и езжай своим ходом в поликлинику или вызывай врача на дом. Хотя там врачи тоже редко ходят по домам.
Однако их население к этому привыкло, и это их вполне устраивает. Если задуматься, действительно, зачем вызываешь, если не находишься при смерти, так же? А если уж вызвал по поводу высокой температуры, например, 38,8, то уже будь добр заплати штраф за необоснованный вызов. Это тоже прописано в их законах. А штрафы ну очень чувствительные. Вот они и терпят.
И, конечно же, при такой модели не нужно столько бригад и машин, как у нас. Там спокойно могут работать парамедики. Но почему-то у нас считают, что парамедики - это не медицинские работники. А ведь их обучают так, что дай бог наших врачей так обучать.
Так вот. Года три назад наша страна решила перейти из первой модели во вторую. Перекрасили наши "Газели", "Ивеко", "Хёнде", "Уазы" и прочие еле дышащие машины в жёлто-фиолетовый цвет и ввели соответствующий приказ по всей стране.
Никто не продумал, конечно же, что этот переход требует фундаментальных изменений основ всей службы. С теми же принципами, штрафами и самое главное – обучением и подготовкой специалистов. И, естественно, с пересмотром системы оплаты их труда.
Вместе с тем, произвели реконструкцию приёмных отделений, внедрили триаж систему (сортировка пациентов в приёмных отделениях) и многое другое.
Всё это было красиво. Особенно красиво начало смотреться. Однако сам принцип не изменился. Бригады сохранились, количество вызовов не уменьшилось, а наоборот увеличилось. Это заставило разделить эти вызовы на 4 категории и передать самые нудные и раздражающие вызовы поликлиникам. И теперь в каждой поликлинике появились круглосуточные бригады по оказанию то ли скорой, то ли неотложной помощи.
Таким образом, мы переняли у Америки внешнюю атрибутику их службы, не поменяв саму идеологию, что непременно отразилось и отражается на качестве оказания экстренной помощи, к сожалению.
Вторым пусковым механизмом соцнапряжения явилось изменение принципа финансирования. До внедрения нынешней реформы служба финансировалась по количеству обслуженных вызовов. То есть, чем больше, тем лучше. И чем быстрей, естественно.
Тут важна одна существенная деталь. Традиционно количество вызовов увеличивается в весенне-осенне-зимний периоды, что связано с повышением вирусных инфекций и травм. Поэтому в эти периоды служба "зарабатывала" деньги, которые спокойно тратила, когда шёл спад вызовов в летние месяцы. И это устраивало все стороны процесса.
Внедряя новую модель, внедрили так называемый "подушевой" принцип финансирования. Сначала подняли все деньги на службу на республиканский уровень (то есть в ФСМС) и разделили исторически сложившийся объём финансирования на количество душ, проживающих в регионе. Конечно же, произвели корректировку там, где был дефицит.
Но надо понимать, что при этой новой системе чем меньше ты выезжаешь, тем больше у тебя остаётся денег. То есть необходимо создать жёсткий фильтр при приёме вызова. Что, зачем, надо ли?
Идея понятная и, может быть, эффективная. Но она больше бы подошла для первой модели, когда везёшь врача к пациенту. Тут произошёл какой-то парадокс. Вроде бы ты теперь обязан срочно выехать и везти пациента в больницу, расталкивая по дороге машины и сигналя во все стороны. Однако чем быстрей ты будешь это делать, тем меньше в итоге заработаешь. Тут есть над чем подумать, согласитесь.
Кроме этого, мы централизовали всю службу на региональном уровне, подчинив все посты скорой помощи областным станциям, попытались и пытаемся теперь все региональные структуры подчинить республиканской службе медицинской авиации и скорой помощи. Наверное, это тоже правильно. Хотя, опять-таки, пока мы не разберёмся с вопросом, что мы хотим получить в конце всех этих реформ, вряд ли что-то у нас получится. Ведь если не знаешь куда плыть, попадёшь туда, куда не планировал.
Это лишь верхушка того айсберга, который называется скорой помощью. Если озвучивать дальше про качество самих машин скорой помощи и их обслуживание, проблемы социального обеспечения работников службы и их режим труда и отдыха, необходимость изменений в ПДД и многое другое, то получится очень долгий разговор. А без их решения точечно гасить пожары в службе мы будем тоже ещё долго.
Можно продолжить, если это кого-то заинтересовало.
А пока берегите себя и хороших врачей!
Фото: © Ratel.kz / Антон Сергиенко.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!