Кто выиграет, кто пострадает и как сделать более справедливо
До(рас)ходы или рас(до)ходы. У этих двух слов один корень – ходить. До-стать, а потом рас-статься. Дискуссия про деньги в стране предстоит горячая, но я рад, что она началась. Пока деньги брали из Нацфонда, никто особо не переживал. Теперь, когда встал вопрос по поводу роста налога, который коснётся всех – ожили все. Всем стало интересно, откуда берутся деньги и что делать с дефицитом бюджета.
С ковида мы хорошо залезли в Нацфонд (далее НФ), и другого выхода не было. Работать перестали, а расходы надо было как-то покрывать. Проблема ещё в том, что расходы эти растут автоматом – меняется МРП, индексируются все выплаты, к нему привязанные. Сейчас помимо чьей-то воли обязательства государства растут на 2 трлн в год. И это не считая влияния инфляции, в результате которой все стройки и другие проекты, финансируемые государством, приходят за коррекцией смет, так как заложенных вначале в смету денег не хватает.
В прошлом году при расходах в 23 трлн собрали чуть больше 12 трлн доходов в виде налогов. Дыру закрыли 6 трлн из НФ, продали НФ ещё акции "Казатомпрома" (из одного кармана в другой, но при этом ликвидность НФ снизилась), забрали дивиденды из "Самрука" и заняли в долг. В этом году при расходах в 25 трлн запланировали доходов на 15 трлн. Ситуация критическая, и дальше так жить нельзя.
Обещанные выплаты из НФ дети не получат, так как таким темпом мы к 2035 году останемся без НФ вообще, и у страны просто не останется резервов. Правительству давно пора было решать эту проблему, и вот предложение прозвучало.
Понятно, что повышение налогов никому не нравится. Но дестабилизация госфинансов грозит существованию страны, и развал бюджетной дисциплины приведёт к неплатежам из бюджета, девальвации тенге и бешеной инфляции. А там и до социальных потрясений недалеко.
Я поддерживаю необходимость приведения в порядок госбюджета и не вижу никакого другого пути, кроме повышения налогов. Но просто повышение налогов без контроля расходов и изменения экономической политики приведёт только к худшим результатам. И здесь есть много профессиональных вопросов, которые большинство комментаторов не понимают вообще. Давайте пройдём по порядку хотя бы по ключевым темам.
1. Почему НДС? Бюджет сидит на трёх китах – НДС, КПН и ИПН. КПН трогать нельзя – это, по сути, фонд развития компаний, без прибыли не будет инвестиций и кредитования. ИПН ничего особого не даст, шума будет много, а толку мало. НДС самый нейтральный налог с точки зрения бизнеса, поскольку он по сути является налогом на потребление и платит его в конечном счёте народ.
Бизнес платит НДС при покупке товара, получает НДС от покупателя, отправляет разницу в бюджет и, по сути, не страдает – бизнес передаёт этот налог по цепочке. Тут, правда, есть большая разница по отраслям. К примеру, банки (сектор услуг во многом) являются "пострадавшими" в большей степени, поскольку их продукт, их услуги освобождены от НДС (проценты по кредиту не облагаются), к зачёту им брать нечего, и они являются нетто плательщиками.
2. Кто выиграет и кто пострадает, и как сделать более справедливо? Тут всё очень сложно. В целом потребителям придёт счёт на 8% больше, и это, конечно, неприятный факт. В цене товара сидел налог в 12%, теперь будет 20% (хотя, может, и 16 или 18, ещё непонятно). Сказать, что это конец света - неправда. Мы пережили в 2023 году 20-процентную инфляцию – огорчились. В 2024-м добавили ещё 8-процентную инфляцию к тем двадцати, и курс упал на 20% – тоже привыкли. Так что чисто по цифрам для экономики изменение НДС не катастрофа, а временный тормоз. Возможно, он подтолкнёт немного инфляцию, но ненадолго и, возможно, вообще не скажется. Дело в том, что рост цен, как это ни странно звучит, сам по себе как анти-инфляционная мера. Цены растут – спрос падает, баланс спроса и предложения выравнивается.
Теперь про нюансы. Когда шумят и кричат про правительство, которое залезает в кошелёк людей, не надо забывать, что правительство эти деньги себе не заберёт. Оно вернёт через госрасходы эти деньги обратно населению. Вопрос – кому? НДС налог интересный, чем больше покупаешь, тем больше платишь. И с этого угла зрения он вроде справедливый. Купил штаны за 10 тыс., отдал сверху 2 тыс. НДС государству, взял за 2000 – переплатил 400. Таким образом, богатые платят больше, а получают из бюджета обычно меньше, так как реже ходят в госбольницы, не получают пособия, отправляют детей в частные школы. Как говорит экономическая наука – налоги на потребление снижают социальное неравенство через перераспределение доходов через госбюджет.
3. Повышение НДС, как ни странно, может помочь бизнесу. Сегодня администрирование НДС и особенно возврат зачётного НДС – большая боль. И государство обычно ссылается на то, что не из чего возвращать. Всё это радикальным образом надо улучшить и везде наладить возвраты быстро и без проблем. Включая и такие экзотические темы, как Tax Free торговлю или возврат при продаже б/у машины за рубеж частным лицом. Должен быть железный принцип, я честно заплатил НДС, и, если положено, сразу верните мне деньги.
Особая проблема - возврат НДС экспортёрам, особенно сырьевикам, но тут никакого решения, кроме как возвращать – нет. Если мы хотим развивать экспорт, мы не можем их "наказывать" 20-процентной наценкой к их продукции. Это мировая практика, и ничего тут не поменяешь. Зато мы с импортёров берём НДС и ничего им не возмещаем. Печаль и радость, парадоксально, в том, что мы больше экспортируем, чем импортируем, и поэтому как страна мы больше отдаём НДС на внешнеторговом обороте. Но отдаём в конечном счёте своим – позже мы теоретически с них через КПН что-то дополучим. Вот так всё непросто.
4. Госрасходы надо остановить. Хорошо бы сократить, но, судя по всему, не получится. Тут три резерва.
a. Самый главный – перестать финансировать неправильные и ненужные мероприятия. Мир радикально меняется, и на всё надо посмотреть свежим взглядом. Каждую статью надо вдоль и поперёк просмотреть не с точки зрения соблюдения сметы, а вообще "на кой чёрт" это делается и можно ли как-то избавиться от каждой расходной темы. Очевидно, надо улучшить систему закупок и поднять эффективность госмашины. Речь не идёт о том, что ещё больше нанять контролёров. Больше открытости, понятные и прозрачные процедуры, конкуренция в результате должны дать экономию средств и сокращение коррупции.
b. Максимально убрать льготы, поскольку льготы это в скрытом виде расходы бюджета, спрятанные за недополученными доходами. У нас много "чёрных дыр" в виде СЭЗов, которые ничего не производят, и освобождений от НДС. Самое смешное, что только 6% бизнесов стоят на учёте как плательщики НДС и только 4% реально что-то платят. Где 96% остальных?
c. Администрирование. Раньше шутили, что "долги возвращают только трусы". Мне кажется, налоги платят только честные. Больше всех шумят и галдят, кажется, "уклонисты". Для них действительно нынешнее предложение выльется в увеличение не на 8 пунктов, а на 100%. Сейчас они "дробят" крупный бизнес на компании с выручкой меньше 78 млн тенге, становятся "малым и средним бизнесом", платят 3% (который состоит из 1,5% — подоходный налог (ИПН), 1,5% — социальный налог (СН)) с оборота, и до свидания НДС.
Если всех заставят платить одинаково, бизнесу в целом станет жить легче. Но снижение порога постановки на учет по НДС до 15 млн и, возможно, увеличение ставки неизбежно. Если этого не сделать – налоговая нагрузка бизнесов с НДС станет совершенно невыгодной по сравнению с "упрощёнкой", и у нас все пойдут в "малый бизнес".
Проблем в бюджете на 10 трлн, 5-6 даст рост НДС, может, до 2-х трлн даст сокращение воровства, ненужных льгот и оптимизация расходов. Все равно будем занимать ещё по 4 трлн в год на рынке и брать 2 трлн из НФ. Правительство обещает снизить налоги на фонд заработной платы, чтобы людям бизнес мог больше заплатить, а бюджетникам дать индексацию зарплат. Как-то так. А как по-другому?
Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!