Такое впечатление, что мы сегодня становимся свидетелями краха социологической науки. Ну, если и не краха, то значительных репутационных потерь
* Brexit, Трамп, Фийон – далее везде?
* Социологи превратились в ангажированную обслугу
* Спираль молчания
Brexit, Трамп, Фийон – далее везде?
Сначала социология откровенно села в лужу с прогнозами по Брекситу. Победа евроскептиков в Англии для многих аналитиков стала шоком. Ведь еще накануне любой прогноз и опрос общественного мнения говорили, что страна проголосует за Евросоюз. А поутру все удивились. Народ сказал «На выход!»
Потом глобальная аналитика опростоволосилась с победой ТРАМПА. Причем Трампа «прозевали» системно. Социологи пророчили ему вылет из гонки еще в самом начале праймериз. Когда он вышел в финал - они скривились, прокашлялись, но продолжили завывать свои мантры, что он «никогда, никогда, никогда не победит Клинтон!»
Ну, а теперь мы наблюдаем несостоятельность прогнозов во Франции. Франсуа ФИЙОН, которому все опросы и экспертные заключения уверено сулили лишь третье место в праймериз, неожиданно занял первое место.
Социологи превратились в ангажированную обслугу
Словом, либо с наукой что-то не то, либо с предсказателями и их хрустальными шарами. И вы знаете, понаблюдав за выборами в США из эпицентра событий, я больше склоняюсь ко второму варианту.
Сегодня многие социологи, как и целый пласт некогда независимых СМИ, превратились в ангажированную обслугу денежных заказчиков. А социологические прогнозы и опросы общественного мнения, как и изрядная доля медийного потока, стали частью технологий манипулирования обществом.
Всю эту шайку-лейку мало интересует реальное мнение народных масс. Вместо изучения окружающей действительности, нам насильно и очень навязчиво начинают «втюхивать» псевдореальность, фейковую правду, в соответствии с пожеланиями хозяина заказа.
Спираль молчания
А дальше уже запускается цепная реакция мейнстрима и закручивается как следствие «спираль молчания», когда человеку становится стыдно (или страшно) открыто озвучивать свои взгляды, противоречащие столбовому социомедийному тренду.
Все это сильно напоминает мне времена нашего канувшего в лету совка. Когда мнение «из телевизора» было единственно верным и, по сути, определяло наше мировоззрение. А еще помните это классическое партийно-комсомольское «есть мнение!» и многозначительный взгляд в потолок?
В общем, друзья, давайте не забывать: не только кроссовки «Nike» и пользователи ФБ бывают фейками. Но и информационная реальность условного CNN порой бывает откровенным фуфлом (простите мне мой американский).
Источник: страница Тимура СЕЙТМУРАТОВА в Facebook.
Иллюстрация: premiersv.ru.