Вокруг событий на Украине много политических интерпретаций и откровенного вранья, объективных сторонних наблюдателей почти не осталось, всех перехлестывают эмоции. А как ситуация выглядит с правовой т
Вокруг событий на Украине много политических интерпретаций и откровенного вранья, объективных сторонних наблюдателей почти не осталось, всех перехлестывают эмоции. А как ситуация выглядит с правовой точки зрения?
В Автономной Республике Крым (АРК) происходят события, ставящие под угрозу целостность, территориальное устройство, суверенитет и неприкосновенность украинского государства. Можно приводить множество сравнений, эпитетов и оценок организаторам действий в АРК, бесспорно инициированных Путиным лишь в целях недопущения выхода Украины из-под контроля РФ, но буду исходить только из правовой оценки событий.
У меня в руках Конституция Украины с изменениями по состоянию на 1 февраля 2011 года, в соответствии с Законом №2952-VI, то есть на момент правления ЯНУКОВИЧА. Казалось бы, правовой анализ ситуации на основе этой Конституции должен быть выгоден сторонникам ПУТИНА. Однако даже эта Конституция позволяет сделать вывод о том, насколько легитимны действия тех или иных сторон в противостоянии.
Итак, только тезисно и с короткими комментариями.
Согласно ст.2 Конституции, Украина является унитарным государством. Территория Украины в пределах существующих границ целостна и неприкосновенна. В соответствии со ст.3 Конституции, Украина является республикой. Таким образом, две названные выше нормы Основного закона страны прямо утверждают, что Украина не имеет федеративного устройства. Как известно, федеративные государства имеют огромное отличие от унитарных. В частности, субъекты федераций наделены большими полномочиями. В случае с Украиной автономия в составе унитарного государства по сути номинальна, так как органы законодательной, исполнительной и судебной власти входят в СИСТЕМУ ЕДИНОЙ ВЛАСТИ страны. Подтверждение смотри ниже в комментариях к другим нормам Конституции Украины.
На основании ст.13 Конституции, земля, её недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, ... являются объектами права собственности украинского народа. Согласно ст.17 Конституции, защита суверенитета, территориальной целостности Украины, обеспечение её экономической и информационной безопасности являются важнейшими функциями государства, делом всего украинского народа. На территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз. Однако, насколько известно, Янукович уже на второй день после своего избрания президентом страны подписал с РФ договор о передаче России военно-морских баз сроком на 45 или 49 лет. Допустил ли тогда он нарушение Конституции? Вопрос риторический.
В соответствии со ст.37 украинской Конституции, создание и деятельность политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины, ... нарушение суверенитета и территориальной целостности государства ..., запрещаются. Эта норма применима в том случае, если в АРК организованы и действуют некие структуры с пропагандой отделения автономии от Украины и присоединения к РФ. А такие структуры в Крыму есть.
Ну а на основании ст.73 Конституции, вопросы об изменении территории Украины решаются исключительно всеукраинским референдумом. То есть эта норма попросту делает абсолютно незаконными ЛЮБЫЕ действия, направленные на отделение АРК и Севастополя. Референдум в АРК может решать лишь вопросы местного характера - это в 10 разделе Конституции.
Указанное исключительное право, предусмотренное ст.73 Конституции, корреспондируется с пунктом 20 ст.92 Конституции, согласно которому "исключительно Законами Украины определяются организация и порядок проведения выборов и референдумов". Тем самым, локальный референдум недопустим.
В соответствии с п.28 ст.85 Конституции, Верховная Рада Украины вправе досрочно прекратить полномочия Верховной Рады АРК при наличии заключения Конституционного Суда Украины о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины. Применение этой нормы возможно в качестве контрмеры Украины на действия сторонников Януковича и Путина в АРК и Севастополе. Как мы знаем, Верховная Рада Украина этим своим правом уже воспользовалась.
На основании ст.111 Конституции, президент Украины может быть смещён с поста Верховной Радой Украины в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или иного преступления. Примечание: это к вопросу легитимности смещения Януковича, если была соблюдена процедура.
Согласно ст.ст.132 и 133 Конституции предусмотрено территориальное устройство Украины с перечислением АРК и других регионов страны. Указано, что города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины.
Теперь о разделе 10 Конституции.
Так, ст.134 Конституции прямо устанавливает, что АРК является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определённых Конституцией Украины, решает вопросы, отнесённые к её ведению.
В соответствии со ст.135 Конституции, АРК имеет Конституцию АРК, которую принимает Верховная Рада АРК и утверждает Верховная Рада Украины не менее чем половиной от конституционного состава Верховной Рады Украины. Нормативно-правовые акты Верховной Рады АРК и решения Совета Министров АРК не могут противоречить Конституции и законам Украины, и принимаются в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины и во их исполнение.
На основании ст.138 Конституции к ведению АРК отнесены 10 пунктов полномочий, среди которых "организация и проведение местных референдумов". Однако нет никаких полномочий возможности отделения от Украины. По этому вопросу действует приоритет статьи 73 Конституции.
Вот таков краткий обзор положений Конституции Украины. Известно, что и после 1 февраля 2011 года вносились изменения в Конституцию, однако анализ правомерности действий сторон необходимо делать не только исходя из норм Основного Закона. Ведь те, кто ответственен за конфликт в АРК и Севастополе, утверждают, что он возник по якобы национальному признаку. Кто-то вдруг после поражения Януковича увидел нарушения прав русских. С юридической точки зрения, предлог явно надуманный, так как:
1. Ранее никто из "русских" не обращался в суды по поводу дискриминации или иному нарушению их прав по национальному признаку. При несогласии с решениями судов Украины в этом вопросе подобные дела не рассматривались международными судами или Комитетом ООН;
2. Проживающие ныне в АРК и Севастополе (да и в других регионах восточной Украины) люди титульной нации, русские и представители иных народов и национальностей являются гражданами Украины, но до- или после смещения Януковича возникали ли там социальные потрясения, ущемления кого-то именно по национальному признаку? Такие факты не известны.
3. Источник конфликта не в народах, населяющих АРК и Севастополь, а в агрессивной ненависти руководителей "братской" РФ, которые не хотят допустить саму возможность ухода Украины из-под их влияния и перехода к интеграции с европейскими странами, приоритета к реальным демократическим ценностям, к чему уже пришли Эстония, Литва, Латвия и Грузия;
4. Можно наблюдать закономерность в действиях не только Путина, но и в целом СССР, а затем и РФ после окончания войны 1939-1945 годов и далее.
Автор – Василий САДЫКОВ, юрист