Чему нам нужно поучиться у Тайваня
Закон экономики гласит: чем проще продукт с точки зрения производства, тем он менее рентабелен. Потребительские базовые продукты становятся конкурентноспособными только в рамках масштабов производства. Без масштаба это ремесленничество, которое не может быть дешевым, так как, по сути, используется ручной труд. Что понимать под масштабным производством - сложный вопрос, ведь для каждого продукта есть свой уровень масштаба. Например, скоропортящиеся продукты могут масштабироваться и на населении в 300 тыс человек, а товары длительного пользования - на 100 миллионов человек.
Поэтому, когда мы пытаемся в рамках маленькой страны поддерживать ремесленничество, то, скорее всего, мы не увидем большого эффекта, и как только будет закончена поддержка, такие предприятия при открытых границах будут обречены на закрытие. Крупный завод в Казахстане стоимостью 50 млн долларов в мировом масштабе - ремесленничество.
Очень интересная страна Тайвань, которая именуются еще как Китайская Республика и эта страна до сих пор не признана большинством стран. Но это им никак не помешало развить экономические отношения и стать лидером в производстве определенных компонентов ИТ индустрии, производстве нефтехимии и торговле. Если в 1952 году доля сельского хозяйства занимала 35 % экономики, то сейчас - менее 3%. Население Тайваня 23,5 млн человек. Помимо благоприятного инвестиционного климата была оказана большая поддержка капиталоемких и наукоемких производств со стороны правительства. И самое главное, было принято решение перехода от субсидируемого импортозамещения к экспорто ориентированному росту.
Сейчас Тайвань входит в тридцатку развитых стран, занимает 18 место по ВВП на душу населения.
При этом, создание инвестиционного климата и развитие капиталоемких и наукоемких производств дало большой мультипликативный эффект, и доля МСБ в стране является очень большой.
У нас всегда присутствует желание наблюдать за чужим опытом, но мы больше используем не экономический опыт, а опыт потребления. Количество квадратных метров на 1-го жителя, ставка по ипотечным кредитам, туристические центры, цена на бензин и картофель, наличие ЛРТ или метро, высотные строения и даун тауны и так далее, но это все уже есть следствие экономического развития, но никак не причина. Потребительские вещи должны стать следствием развитости экономики, но никак не наоборот.
Источник: страница Галима Хусаинова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: inform.kz.