Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
На снимке: Ермек Турсунов на съемках фильма «Киномеханик» в Панфиловском районе Алматинской области.
Читайте предыдущую главу Ермека ТУРСУНОВА: «Как казахи построили свой космос».
Чтобы в дальнейшем у нас с вами всё было хорошо, давайте поговорим о приметах. На всякий случай, кто его знает. Вдруг пригодится? В конце концов, это тоже интересно и занимательно. И, наверное, не бесполезно. У всех народов мира есть свои поверья, но, как я уже не раз утверждал, казахи и здесь являются бесспорными чемпионами.
Мы так и говорим про себя: «Қазақ – ырымшыл халық». То есть мы, казахи, – народ суеверный. И наши суеверия - самые таинственные и самые красивые в мире. И с этим трудно спорить, потому что это – голимая правда. Во-первых, их у нас больше, чем у кого-либо. А во-вторых, они сопровождают нас всю жизнь, с первого нашего дня и до самого последнего.
Конечно, в них можно не верить, относиться к ним снисходительно, с улыбкой, но генетическая память заставляет многих из нас придерживаться их на уровне привычки. Следовательно, за этим что-то есть. Иначе отчего они столь приставучи?
Все дело в том, что за многими поверьями всегда стоял здравый смысл. Обыкновенный жизненный опыт. Ничего не делалось просто так. За каждым маленьким запретом всегда прятался большой подтекст. Просто мы забыли. Давайте кое-что вспомним.
Вот например.
Есть табу: нельзя бежать в сторону дома. Даже если тебе срочно нужно в туалет. Или ты забыл выключить утюг. Или жена зовет дурным голосом с балкона… Всё равно домой нужно идти степенно и без лишней суеты, ничем не выказывая своего беспокойства. Потому что бежали (или скакали) в сторону дома только по одной причине – когда торопились сообщить плохую весть.
По той же причине нельзя было раскачивать пустую колыбель – бесік - или играть с ней. Считалось, что это не к добру: накличешь беду, и бесік останется пустым. То есть детки будут умирать.
Нельзя было покупать одежду или игрушки ребенку до его рождения. Нельзя показывать его чужим до сороковин. Нельзя громко им восхищаться и хвалить. Можно сглазить, и малыш будет болеть. Для этого в старину ребенку цепляли маленькую булавку или цветной камешек-оберег (көзмоншақ) или метили лоб сажей. А еще была такая хитрость: если ты сидишь с ребенком на руках, то можно закрыть левый глаз и смотреть на мир только одним правым. Тогда никакая порча к ребенку не пристанет.
Кстати говоря, матери, кормящей ребенка, нельзя делать это на виду. Нужно кормить ребенка, прикрыв грудь. И не разговаривать. Будешь болтать – ребенок захлебнется.
И вообще, много чего связано с понятиями – левая сторона и правая.
Покойника укладывали на правой стороне юрты. Певец, открывающий лицо невесты, должен делать это правой рукой. Потому что всё, что слева, – от шайтана. Правда, когда разделывают баранью голову, то правое ухо отдают самому младшему гостю - на удачу.
И всё же правая сторона предпочтительнее. Поэтому, выходя из дома, нужно переступать порог с правой ноги. А не то счастье отвернется. Заходя – то же самое. Если ты, придя в гости, переступаешь порог с левой, то, значит, таким образом ты оскорбляешь хозяина дома или как минимум выражаешь ему свое неуважение. Поэтому порог часто делали повыше, а дверной косяк – пониже. Чтобы заметно было - как к кому кто относится. По традиции, заходя, нужно было еще и пригнуть голову, то есть поклониться в знак почтения.
Всё дело в том, что в представлении казахов порог – это сакральная граница между внешним и внутренним миром – ақ босаға. Из-за этого ни в коем случае нельзя наступать на порог. Или, не дай бог, стоять на нем. Это вообще святотатство.
Далее.
Нельзя есть левой рукой. Это означает, что еда не пойдет впрок. Даже если ты – левша. Левой рукой можно только высмаркиваться. Или подмываться. А есть нужно только правой. (Насчет вилки у казахов ничего не сказано).
Да, еще: правая сторона юрты считалась женской. Это я так, к слову. Мужчины не имели права ходить туда без дела. То есть направо. А женщинам нельзя было ходить – налево. Во всех смыслах.
Перешагнув порог вечером, нельзя приветствовать хозяев обычным: «Ассалаум алейкум!» Надо говорить: «Кеш жарық» - «Добрый вечер». И это тоже объяснялось. Согласно поверьям, черт имеет дурную привычку проникать ночами в образе ангела в наши дома и усаживаться на почетное место. А беса нельзя так приветствовать, иначе помрешь. Или заболеешь.
Гость в доме, как известно, божий посланник. Он приносит с собой благодать. Поэтому, если к тебе заявился, скажем, твой враг (или милиционер), ты должен засунуть свою гордость в одно место и встретить его со всем почетом. Первым делом ты должен лично открыть перед ним дверь и проводить его на почетное место - төр.
Затем ты должен его накормить.
И тут важно, чтобы жена твоя не вздумала греметь посудой и демонстративно бить детей. Также нужно ее предупредить, чтобы она не стала прятать мясо в самый дальний угол морозильника. И еще, нельзя подавать еду в поврежденной посуде. Треснувшая чашка или тарелка это - посуда демонов. Это они пьют и едят из них, когда вас нет дома. И если ангел-хранитель гостя увидит, какое неуважение вы к нему проявляете, то он обидится и нашлет на ваш дом проклятье. И тогда к вам в гости будут ходить только уличные попрошайки и судебные исполнители.
Когда гость уходит, хозяину уже нельзя притрагиваться к двери. Гость должен сам ее открыть. Конечно, это тяжело – казахи долго прощаются. И не уходят. И тут нужна выдержка: ничего не поделаешь, надо улыбаться. Если ты не выдержишь и сам откроешь гостю дверь, чтобы побыстрее его выпроводить, то вместе с ним уйдет из твоего дома благодать.
Кстати говоря, если ты сам идешь к кому-то в гости, то ты не должен жевать. Сначала проглоти всё и только потом заходи, иначе хозяин имеет право накричать на тебя и заставить всё выплюнуть. (Даже если ты ел «бутер» с черной икрой.)
Что еще?
Если ты приперся в гости раньше времени, то нельзя ходить кругами вокруг дома. Если ты будешь так делать, то счастье твое заблудится, а все проблемы и болезни хозяев дома свалятся на твою голову.
Ну вот, допустим, позвал тебя в гости министр образования РК. Или министр здравоохранения. Или министр труда и социальной защиты… Короче, позвал тебя кто-то из этих бедолаг. Ты пришел к нему за час и, чтобы убить время, давай ходить вокруг его особняка. И что в итоге?
В итоге – кошмар. Зачем тебе проблемы министра соцзащиты?
Нельзя вообще кружиться вокруг сидящего человека. Иначе все его болезни и беды перейдут на тебя.
Нельзя кружиться вокруг человека, сидящего в высоком кресле. Тогда вообще катастрофа.
Да! Кстати. Как хорошо, что я вспомнил еще одну очень важную примету.
Если человек решил написать материал о казахских народных приметах, то ему обязательно следует заранее явиться к редактору и сообщить о своем намерении.
Если редактор разрешит, то нужно созвать коллег, притащить муллу и устроить символический құдай тамақ. И только после этого приступать к написанию.
Если же проигнорировать все эти предписания, то материал не получится, а гонорары перекочуют в чужой карман.
Фото: Николай ПОСТНИКОВ.
Продолжение следует.