Как казахи гостей принимали

6875 просмотров
0
Ермек ТУРСУНОВ
Суббота, 31 Мар 2018, 12:00

Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах

Читайте предыдущую главу Ермека ТУРСУНОВА «Как казахи верили в приметы»: часть 1часть 2часть 3часть 4, часть 5.

Читайте также
Как казахи построили свой космос

Не нужно, наверное, лишний раз говорить о гостеприимстве казахов. Об этой национальной особенности и без того говорилось и говорится всегда с уважением и благодарностью. А с чего всё началось? И почему оно так сложилось?

Дело в том, что еще с древних времен, гость в понятии казахов воспринимался как божий посланник. «Қонақ келсе, құт келер», - говорили. «Вместе с гостем в дом приходит благодать». Вот и отношение к нему было  соответствующее.

Для кого-то может показаться странным, но если честно, то в казахском доме гости и в наши дни не переводятся. Они в каком-то смысле являются частью общего интерьера. Что касается субботы с воскресеньем, то для казаха они вообще превратились в «гостевые дни»: или идут к кому-то, или принимают у себя кого-то.

Поэтому в доме настоящего казаха всегда кто-то есть. Друзья, знакомые, малознакомые, вовсе незнакомые, соседи, земляки, родственники дальние и ближние, случайные попутчики… Короче – все. И это – нормально.  Говорят: «От жағылмағаң үй – қора, кісі келмеген үй – мола» («Дом, где не горит очаг, похож на сарай, а дом, в котором не бывает гостей, похож на могилу»).

Но! При всем при этом существует градация. Гостей условно делят на три категории.

Арнайы қонақ – это специально приглашенный гость. К его приему готовятся. Қудайы қонақ – неожиданный гость. Так сказать, «гость от бога». К нему не готовятся, но знают, что придет. И есть еще қыдырма қонақ. Буквально: «гость-гуляка». То есть случайный гость. Тот самый, которого никто не ждал, но вот он заявился, и с ним тоже надо возиться. И попробуй не повозиться! Нельзя. Потому что было и есть правило. Вернее – традиция. Қонақасы называется. То есть, «доля гостя», «угощение». Согласно ей, любого человека, что оказался в твоем доме, надо уважительно встретить, оказать почести, как следует накормить, ублажить и спать уложить. При этом у него нельзя спрашивать – кто такой, откуда взялся, куда идешь и зачем? Нельзя проявлять нетерпение и излишнее любопытство. Это неучтиво.

Читайте также
Как казахи устраивали шумные представления

Согласно этой традиции в каждом доме на случай прихода гостей всегда был припрятан «неприкосновенный запас». Всё самое лучшее и отборное. Здесь не имеются в виду лучшие сорта французских вин или шотландских виски. Речь больше о еде. А если точнее – о мясных деликатесах.

Каждый гость мог рассчитывать на свой кусок – сыбаға по-казахски. И у каждого была своя доля в соответствии с его возрастом и его положением.

Случалось, что гостей ожидалось много. Праздник какой или торжество особенное.

Тогда все происходило по-другому. Знающие люди назначались распорядителями тоя. В степи разворачивался целый пищеблок. Резали скот. В казанах варилось мясо. Горы мяса. Гостей, в соответствии с их положением, разводили по юртам. Рассаживали. Затем начиналась так называемая табақ тарту - раздача блюд.

В принципе, такие праздники проводятся и в наши дни: в областях, в районах. В глубинке.

Бас табақ (главное блюдо) преподносится самым почетным гостям: сватам, членам правительства, акимам, начальникам госавтоинспекции... Сый табақ (почетное блюдо) достается не менее уважаемым людям: прокурорам, судьям, депутатам, ворам в законе и т. п. Күйеу табақ (блюдо жениха) - понятно кому. Келін табақ - невесте (снохе). Жастар табағы - молодежное блюдо... И так далее.

За разноской очень следили. Не дай бог в суматохе перепутать табақ. Скандал.

Правда, такие вещи затевались на больших праздниках при огромном  скоплении народа. В обычной жизни с «табақами» всё обстояло куда проще. Встретил гостя, накрыл стол чем бог послал - и достаточно. Когда гость поел, ты можешь попросить его рассказать какую-нибудь историю или сказку. Ведь после еды и питья «хочется праздника душе».

Читайте также
Какие имена придумывают казахи

По идее, правильный гость сам должен показать что-нибудь эдакое. Стих прочитать или на домбре сыграть. Можно еще фокусы продемонстрировать или потравить анекдоты на худой конец. Это тоже обычай, қонаққәде называется.

В общем, если хозяин попросит қонаққәде, нужно показать свое умение. И здесь нужно быть аккуратным. Ни в коем случае нельзя танцевать реп. Тем более если вы оказались в традиционном доме. Нельзя также петь, подражая Димашу КУДАЙБЕРГЕНУ или Витасу. В особенности если вы до этого плотно поужинали. Могут случиться разного рода казусы.

Нельзя хвастаться тем, что вы недавно наконец-таки сели на шпагат. И тут же растянуться на полу. Не нужно этого делать.  В конечном счете, вас могут не понять.

Нет, вас, конечно, похвалят, похлопают по плечу, но – сдержанно. Просто в следующий раз не рассчитывайте, что вас еще раз попросят показать что-нибудь эдакое.

Конечно, если вы снова заглянете в этот дом, то вас снова примут. Никуда не денутся. Потому что дом, который отказался принять гостя, в старину подвергался всеобщей обструкции. Могли и серьезно наказать. Нельзя было нарушать традиции.

А если без шуток, то этот обычай существовал с незапамятных времен и говорил о том, что казахи – самый талантливый в мире народ.

Были.

Когда-то.

Читайте также
Как казахи постигали язык животных

Теперь не очень. Растеряли.

Почему я так считаю?

Потому что нигде в мире такого нет. Имеется в виду то, что фактически любой казах – неважно, пастух он или заслуженный деятель искусств, простой автослесарь или генеральный секретарь оппозиционной партии, короче, любой - мог при случае и спеть, и станцевать, и на дуде сыграть. В крайнем случае – мог рассказать интересную байку и тем самым развлечь слушателя. Или зрителя. Одним словом, каждый что-то да умел. Мог удивить. Развеселить. Заставить задуматься. Как минимум каждый второй был непревзойденным оратором. Знал наизусть дастаны, легенды и отрывки из эпосов. Читал стихи. Часто – собственного сочинения. Каждый третий был выдающимся скрипачом. То есть – музыкантом.

На домбре играли – все. И пели. Это было само собой разумеющимся делом. Некоторые путешественники в своих исторических записях отмечали, что казахи рождаются с домброй в руках и им, в качестве бонуса, достается еще и абсолютный слух. И это было почти правдой. 

На самом же деле всё объясняется просто. Дело в том, что у казахов достаточно поздно – по сравнению с другими – появилась письменность. Поэтому вся информация – музыкальная, визуальная, вербальная, научная, фольклорная, историческая и прочая-прочая - передавалась из уст в уста. Иногда – из рук в руки. Поэтому и народ такой музыкальный. Словоохотливый. Велеречивый. Языкастый.

Читайте также
Как казахи решали неудобные вопросы

Отказываться от приглашения «зайти на огонек» также нельзя было. Я как-то об этом уже говорил. Надо было хотя бы ауыз тию. То есть «прикоснуться к дастархану. Пригубить. Переломить лепешку. В противном случае могла бросить жена. Или муж. Так говорили в старину.

Еще был обычай звать в гости соседей перед откочевкой. Готовили айырылысар көже. Буквально переводится как «прощальная похлебка». На самом-то деле никакая это не похлебка, а «круто накрытая поляна». Таким образом люди как бы выражали благодарность за приятное соседство, выказывали сожаление из-за вынужденного расставания и желали удачной перекочевки на новое место.

Бывало, все мужчины уехали гостить, а женщины остались дома. Такое тоже случалось. И довольно часто. В сознании настоящих казахов бытовало мнение, что пировать не бабское дело. Тогда покинутые дамочки из принципа собирались все вместе и устраивали абысын асы. («Абысынки» - это сношеницы, жены братьев). Таким образом, они как бы тоже импровизированно оказывались в гостях и тусили.

А еще в степи было заведено помогать бедным, сирым и убогим. Звать в гости. «На перекус». Обычно одним общим аулом жили родственники, но положение у всех было разным. Более или менее состоятельные часто помогали нуждающимся, делились хлебом насущным. И в этом тоже никто не видел ничего особенного. Такова была традиция.

Читайте также
Как казахи торговали детьми

А еще бедняк мог попросить у кого-нибудь из «жировых» лошадь напрокат. Этот обычай назывался ат майы - «лошадиный жир».

Смысл в том, что «упаханная» лошадь теряла в весе. Как спортсмены после сгонки. Зная это, просящий как бы заранее извинялся и просил не взыскивать с него за жир. Ну, подумаешь, смотался в район за триста километров. Ну и что с того, что лошадь вся в мыле и ноги трясутся? Главное же - вернул.

В наше время этот славный обычай сохранил свои внешние формы, но слегка модифицировался. И называется он теперь по-другому – «ниссан майы» или «тойота бензині».

Фото: astana.zagranitsa.com.

 

Комментарии отключены!

Но вы можете оставить свой комментарий и почитать мнения других читателей об этой публикации на нашей странице в Facebook.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.





президент Казахстана
- Моя цель - дать больше свободы моему народу, укрепить демократию и верховенство закона. Меня как президента не интересуют никакие привилегии и льготы. Я не приемлю этого.
Судебная система продолжает защищать интересы ростовщиков
Городской суд Алматы задним числом отменил решение против кредитора, выдавшего заём под 11 907 процентов годовых
Как $100 млрд, выведенных за рубеж, за неделю сократились в 100 раз
Правительству бутылку "Боржоми" надо было открывать раньше
Средняя зарплата сотрудников Центра Назарбаева приближается к полутора миллионам тенге в месяц
За укрепление межконфессионального и межцивилизационного диалога в Казахстане платят больше, чем министрам и депутатам
Кто и почему пытается скрыть причины крушения Fokker-100 авиакомпании “Bek Air”
Министерство индустрии и инфраструктурного развития отказывается предоставлять оригинал Окончательного отчёта по расследованию авиакатастрофы
План Б: "КазМунайГаз" готовится к антироссийским санкциям
Компания инициировала внесение во все соглашения с российскими партнёрами так называемых "санкционных оговорок"
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
В ожидании нефтяного дождя
JP Morgan: Brent может подорожать до $125 за баррель в 2022 году и до $150 за баррель в 2023 году
Алихан Букейханов: взгляд из России
О новой книге российского историка Виктора Козодоя "Алихан Букейханов: человек-эпоха"
За базар кто ответит?
У здания есть концепция, которую задолго до нас продумывали умные и талантливые люди и которую сейчас и не разглядеть
Траектории казахстанского пути. Часть 3: 2001 – 2008 гг. Рост присутствия государства в экономике
В стране создались условия, в которых важно было не эффективно инвестировать, а получить выгоду в процессе освоения инвестиций
О медицинской философии
Почему врачи не лечат своих близких и родственников
Накачанная военной мощью Япония станет вторым для России центром геополитической напряжённости
Вашингтон готов оказать полную поддержку масштабной милитаризации Японии
Через три-четыре года вслед за школами могут загореться дома
Чиновники утверждают, что кабель в павлодарских школах идеален, независимые эксперты – что они снова могут вспыхнуть
Почему стать почётным гражданином Шымкента не так престижно, как почётным гражданином Алматы
Одним вручают латунные знаки отличия, а другим - серебряные с позолотой и фианитами
​​​​​​​После митинга хозяев гаражей в одном из них нашли боевую гранату
Земля, на которой стоят гаражи, в последние дни стала зоной боевых действий между их хозяевами и стройфирмой
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Санкции против России: три проблемы для Казахстана
Для гармоничного и эффективного развития нам ни в коем случае не нужно обособляться от всего мира
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"
15 мешков с мясом сайги изъяли у астанчанина
- А кто что предполагает крышёванный браконьер или нет? 15мешков мяса сайги это минниум 15 голов краснокнижных,один столько не набьёт. Скорее всего организованная поставка дичи,в ресторан,кафе с экзотическими блюдами в расчёте на репектабельного клиента,значит цена мясу будет такой же как подать блюдо из варана завезенного из Камеруна. Да нравы вседозволенности перехолят все границы,ожиревшие НурСултановцы не начнут ли поедать младенцев,при таких зряплатах чиновников возможен даже каннибализм.
Как "пилят" Нацфонд: кто заработал на жилье для многодетных семей в Абае. Часть 4
- Здравствуйте мне хотелось узнать почему в этих домах выдаються квартиры очередникам, многодетным семьям, малаимущим как арендное жилье без права приватизации получаеться нас в любой удобный для них момент могут выгнать на улицу? Мы стоим на очереди как многодетные и нам звонят с Акимата чтоб мы привезли документы на квартиру в 12доме мы хотим откозаться и мы автомотически слетим с очереди
Пострадавшей в ДТП павлодарке выкроили и сшили новый глаз
- Спасибо огромное завотделением Касымхану Тлеубаеву,всему коллективу офтальмологического отделения Павлодарской больницы. Крепкого вам всем здоровья и успехов во всем. Поздравляю счастливую пациентку. Я из города Актобе. Не видит правый глаз,влажная макулодистрофия, в левом глазу сухая макулодистрофия. Врачи глазной клиники ничем помочь не могут. Молю Аллаха сохранить зрение одного глаза и радуюсь за каждого кому вернули зрение. Всех вам благ.