Как делили будущий Кашаган

13912 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 04 Дек 2023, 12:00

3 декабря 1993 года в Казахстане началась новая эпоха – морской нефтедобычи

Ровно 30 лет назад, 3 декабря 1993 года, в Казахстане, недавно получившем Независимость, был создан первый международный нефтеразведочный консорциум, получивший название "Казахстанкаспийшельф". После анализа материалов советских геологов, предсказывавших наличие больших запасов углеводородов в северной части Каспийского моря, он начал сейсморазведку, которая увенчалась в итоге, спустя неполных 7 лет, открытием гигантского месторождения Кашаган.

Читайте также
Кашаган как чемодан

Сегодня это кажется невероятным, но вся история – от презентации Каспийского проекта в центре мировой нефтедобычи американском городе Хьюстон до подписания соглашения о создании консорциума – заняла всего восемь месяцев! Как вспоминает первый руководитель госкомпании "Казахстанкаспийшельф" Балтабек КУАНДЫКОВ, послушать казахстанскую делегацию в Хьюстоне собрались представители полусотни нефтяных компаний, приглашения к участию в переговорах из которых получили двадцать.

Сами переговоры проходили в Лондоне – в Казахстане в 1993 году элементарно не получилось бы обеспечить их участников ни интернетом и другими средствами коммуникации, ни приличной гостиницей, да что там – питанием того качества, к которому привыкли иностранцы.

Одно из первых предложений Казахстану сделала английская "Бритиш Петролеум". В обмен на право участия в Северо-Каспийском проекте она готова была поделиться нефтеносными блоками в Северном море. Французскую "Тоталь" лоббировал легендарный Алекс МОСКОВИЧ, в то время влиятельный советник Назарбаева, живущий в правительственной резиденции "Алмалы" в предгорьях Заилийского Алатау. В ход пошли все методы: как вспоминает Куандыков, "он буквально давил на меня, обещая, если я откажусь отдать эксклюзивное право разработки шельфа французской компании, заявить руководству страны о моей некомпетентности. "Тоталь" была готова даже полностью оплатить разведку из собственных средств. Но мы всё более и более склонялись к мысли, что нельзя отдавать проект одному инвестору, каким бы достойным он ни был. Нужно создавать международный консорциум, причем с разными участниками – европейскими, американскими, чтобы каждый привнес что-то свое из собственного опыта".

Читайте также
Запуск Кашагана – век денег не видать!

Критериями отбора иностранных партнеров в консорциум были: большой опыт работы на море и согласие с финансовыми условиями, предполагающими полное финансирование проекта инвесторами и выплату невозвратного, вне зависимости от успеха геологоразведки, подписного бонуса в 50 млн долларов США. Какие-то компании посчитали бонус завышенным и сошли с дистанции (о чем потом открыто сожалели), кого-то забраковала казахстанская сторона, посчитав, что его опыт работы и технологические ресурсы недостаточны.

В мае переговоры вышли на финишную прямую, и была утверждена конфигурация будущего консорциума из 6 иностранных участников: альянса "БиПи/Статойл", компаний "Аджип", "Бритиш Газ", "Мобил", "Шелл", "Тоталь" и госкомпании "Казахстанкаспийшельф", которая должна была стать оператором. Причем стороны согласились, что ККШ будет полностью освобождена от финансирования своей доли в проекте. После этого началась скрупулезная работа над буквально каждой буквой соглашения о создании консорциума.

1 декабря 1993 года в аэропорту Лондона весь день наготове стоит чартерный самолет авиакомпании "Монарх", на котором участники консорциума должны прилететь в Алма-Ату на прием к президенту Казахстана и запланированную торжественную церемонию подписания соглашения о создании консорциума. Весь день обговариваются последние детали будущего документа. И в два часа ночи самолет отрывается от взлетной полосы и берет курс на юго-восток.

Читайте также
Что Казахстану нужно делать с Кашаганом

Однако в столице Казахстана всю ночь идет снег, и аэропорт закрыт для приема воздушных судов. VIP-борту приходится кружить и кружить над городом в ожидании, пока будет расчищена полоса. Командир воздушного судна предлагает уходить на запасной аэродром, однако время не ждет – ровно в 15:00 его пассажиров принимает в своей резиденции Нурсултан НАЗАРБАЕВ. И в 14:00 самолету удается приземлиться в аэропорту. Пограничники вбегают по трапу на борт и прямо в салоне проставляют в паспорта иностранцев въездные визы.

Выходящие на трап гости в шоке: на лётном поле в снегу алеет красная ковровая дорожка, в конце которой выстроились в ряд 20 черных "мерседесов" и автомобилей "Волга ГАЗ-31". Увы, во всей столице не нашлось требуемого количества представительских иномарок. Ступая по хрустящему снегу, топ-менеджеры крупнейших нефтегазовых корпораций мира, не имея даже времени сменить сорочки, рассаживаются по машинам и едут в президентский дворец.

Глава государства тепло приветствует участников консорциума, поздравляет их с началом масштабного проекта и гарантирует незыблемое исполнение Казахстаном принятых на себя обязательств. Нурсултан Назарбаев просит также членов консорциума оказать всемерную поддержку молодой казахстанской морской нефтегазовой компании и делиться с ней опытом.

Читайте также
Почему доля Казахстана в Кашагане подешевела на миллиард долларов

3 декабря в Доме приёмов правительства за большим круглым столом, на котором стоят флажки всех стран-участниц, в ярком свете софитов и под щелчки фотоаппаратов подписывается Окончательное соглашение о создании международного консорциума "Казахстанкаспийшельф" по оценке нефтегазоносности потенциала казахстанского сектора Каспийского моря. Участники подписания встают из-за стола и берут в руки бокалы с шампанским. А министр энергетики и топливных ресурсов одевает им на плечи, по казахской традиции, расшитые чапаны.

Так в Казахстане началась новая эпоха – морской нефтедобычи. Потом будет многое: ошибки и работа над ними, ликование и разочарование, неоднократные переносы сроков начала добычи на Кашагане и споры с инвесторами по поводу раздела прибыли с проекта. Но первый шаг был сделан тогда – 3 декабря 1993 года.

Фото: NCOC.

О всех этапах становления Кашаганского консорциума и связанных с ним интригах, скандалах и расследованиях – читайте в новой книге Олега Червинского "Чёрная кровь Казахстана. Эпоха Назарбаева". Доступна в продаже во всех магазинах "Меломан" и "MARWIN"в Казахстане.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Как карагандинская судья может навредить судебным реформам
И вправе ли она незаконно удерживать у себя автомобиль Lexus GX 460 и два айфона, принадлежащие частному автопарку
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Потомки знаменитого купца увидели шедевр прадеда, сохранённый Даниалом Ахметовым
Правнуки купца Рамазанова не подозревали, кто он и что оставил Павлодару, пока их семейную тайну не раскрыл журналист Салауат Темирболат-улы
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Актюбинка получила срок за смерть своего ребёнка
Её осудили за оставление младенца в опасности
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
Алма-Ата 1980-х с высоты птичьего полёта: что творилось на границах города
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Несколько месяцев предприниматель не может получить землю под сенокос в Риддере
Пришло время начинать заготовку, а отдел земельных отношений города до сих пор не может провести конкурсные процедуры
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Бывший гендиректор ArcelorMittal Temirtau рассказал про кражи угля в шахтах и борьбу с ОПГ на комбинате
Некоторые работники шахт получали угрозы и ходили с охраной
Петропавловск подаст заявку о признании центральной пешеходной улицы самой длинной в мире
В регион с инфраструктурными проблемами хотят привлечь больше туристов
Десятки домбристов поразили жителей Талдыкоргана мастерством и креативом
Мероприятие приурочено к национальному Дню домбры
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Нанятый директор микрокредитной организации проиграл в азартные игры свыше 61 миллиона тенге
Деньги на игру он брал из кассы своего предприятия
Вести с тарифного фронта: старушка Европа готова платить
Тарифные войны оказались яркими, но короткими
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.