Инвестиции в Казахстане: долго, дорого, неэффективно

2970 просмотров
0
Байдильдинов. Нефть
Среда, 14 Фев 2024, 16:30

Предложения по Инвестиционному штабу

В Казахстане 19 марта 2021 г распоряжением премьер-министра №64-р был создан Совет по привлечению инвестиций (Инвестиционный штаб). В начале декабря 2023 г. наш глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ подписал указ, который наделяет штаб особыми полномочиями.

Читайте также
Почему Дарига Назарбаева оказалась умнее Тимура Кулибаева

Возглавляет Инвестштаб первый заместитель премьер-министра Роман СКЛЯР, в него входят помощник президента, вице-министры всех министерств, управдиры ФНБ, "Байтерека" и др.

Есть два простых предложения по Инвестштабу  

1. "Ошибка выжившего".  

Наверное, знаете эту историю про Вторую Мировую войну. Британские ВВС несли большие потери в воздушных боях и от систем ПВО. Усилить броню всего самолета было невозможно из-за веса брони. Командование составило карту повреждений самолетов и поставило задачу повысить выживаемость техники в бою. Естественно, общее мнение было – усилить броню там, где было больше всего повреждений.

Нашелся один человек из штаба, который построил свою версию, исходя из предположения, что все остальные ошибаются (это хорошо показано на примере Израиля в замечательном фильме "Война миров Z", 10-ый эксперт). Он сказал: "Если все эти самолеты вернулись на базу с такими повреждениями, значит, они могут вернуться и в следующий раз, а нужно укреплять те места, где этих повреждений нет".   

Предположение, называемое сейчас "Ошибка выжившего", состояло в том, что для анализа известны лишь долетевшие самолеты, а те, которые получили серьезные повреждения, были сбиты и этих обломков в распоряжении нет. Значит, первоначальные данные для анализа были неполными.  

Читайте также
Каждый из 20 миллионов казахстанцев получает по 60 тысяч тенге в год от “Самрук-Казына”

Это также, как и миф про добрых дельфинов. Выжившие рассказывают, что дельфины спасали их в беде и выталкивали на берег. Но мы не знаем, скольким людям дельфины не помогли – ведь мы не знаем эту статистику и узнать ее не можем.

Предложение Инвестштабу простое: анализировать не только те проекты, которые "буксуют" в реализации, но и те, которые вообще реализуются не в Казахстане.

Поясню: все видели многочисленные видео и публикации, как какие-то заводы и фабрики строились не в РК, а в Узбекистане или других странах. Необходимо понять и проанализировать: почему они решили не заходить в Казахстан.   

Тогда у нас будет полная картина по инвестклимату. Дешевле рабочая сила? Давайте разрешим привлекать ее в РК. Логистика, налогообложение? Давайте работать над этим. Стране нужны инвестиции для стратегической задачи удвоения ВВП  

2. Второе тоже связано с анализом зарубежных проектов.  

Недавно мы были в Китае, рассматривали технологии для второго нефтегазохимического завода Группы Almex, попутно рассказывая китайским коллегам, какие проекты в этой сфере реализуются сейчас госкомпаниями РК. Встречались с несколькими компаниями. Знаете, что они говорили, когда мы озвучивали планируемые госкомпаниями объемы инвестиций? "Что-то дорого!" Думаю, мы часто слышим этот тезис и расчеты, что в РК слишком дорогие проекты. Я неоднократно сравнивал цифры зарубежных проектов.

Читайте также
В 2023 году правительство Казахстана поставило антирекорд за последние 6 лет по изъятиям из Нацфонда

Например, на проект Esentai Park, включающий ТРК Esentai Mall, бизнес-центр класса "А" Esentai Tower, отель The Ritz-Carlton и Esentai Apartments было потрачено… Та-дааааам: $1,5 млрд! Основная часть была профинансирована "Казкомом", когда он еще существовал (завершили весь проект в 2015 г.).

Вообще за $1,5 млрд построили знаете что? Бурдж Халифу! Самое высокое в мире здание, вот ссылка на Вики. Строили 6 лет, открыли в 2010 г. Конечно, можно сказать, что полтора ярда в 2004-2010 гг. и в 2008-2015 гг. несколько разные суммы с учетом долларовой инфляции, но не настолько ведь!?  

Сейчас в РК планируется к реализации завод по производству 1,25 млн тонн в год полиэтилена (КМГ, СИБУР) стоимостью $7,6 млрд, а по оценкам Forbes и российских изданий общая стоимость проекта с учетом инфраструктуры будет свыше $10 млрд.  

В казахстанском нефтегазовом экспертном сообществе отношение к проектам КМГ сами знаете какое: долго, дорого, неэффективно.

Предложение Инвестштабу простое: при начале госпроектов необходим реальный бенчмарк по capex’ам на тонну производственной мощности.

Это позволит в будущем избежать неэффективных госпроектов и коррупции при строительстве.

Думаю, эта идея может пригодиться в новом правительстве Олжаса БЕКТЕНОВА, ведь с коррупцией можно бороться пост-фактум, а можно сыграть и на опережение, недопустив траты госденег, которые в текущих условиях необходимо скурпулезно подсчитывать.

Фото: Zakon.kz.

Источник: Telegram-канал Олжаса Байдильдинова t.me/baidildinovoil. Публикуется с разрешения автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента