По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Читайте предыдущую историю Евгения ЖОВТИСА «Здесь были Вася и Нурик».
Главное не победа, а участие
В воздухе в районе моего дома - а живу в Алматы на улице Казыбек би (бывшая Советская), угол улицы Амангельды - я почувствовал запах долгожданной победы в нашем народном виде спорта - дорожное троеборье. Имею в виду «триатлон»: раскопай-закопай-закатай.
Он, без сомнения, самый массовый в нашем городе - с точки зрения количества зрителей (они же – участники). Здесь нет ограничений ни по возрасту, ни по полу, ни по каким другим признакам.
И как жаль, что этот вид спорта неолимпийский! Потому что он как раз следует духу олимпийского движения: главное не победа, а участие. И пусть выступаем как спортсмены-любители (в смысле, любители поневоле), но так, как болеем мы за его профессиональных участников - доблестных коммунальщиков, - не болеют, наверное, ни за кого.
Во всяком случае, с точки зрения потраченного времени. Потому что это ведь не простое боление в спорте за свою страну, любимую команду или отдельного спортсмена. Это же ещё и за себя боление.
Героически вернуться домой - хоть пешком, хоть на машине - через ямы, траншеи и кучи земли и обнаружить в своей квартире отсутствие воды, холодной либо горячей, или тепла, или света – это круче любого допинга. Причём время перестает течь линейно, потому что становится совершенно относительным.
К тому же, как утверждалось в бородатом анекдоте, коммунальщики совмещают пространство с этим самым временем: они копают «от забора и до обеда». А иногда и вообще до дождя или до «белых мух».
И так хочется индивидуальной или коллективной победы в дорожном троеборье, что хоть к президенту Международного олимпийского комитета, хоть к нашему президенту обращайся. Или к его представителю на местах – акиму.
Отопительный сезон не подчиняется небесной канцелярии
Я, конечно, всеми руками «за» ремонт теплосетей и труб водоснабжения.
Потому что периодически поднимающийся из-под асфальта пар напоминает то ли долину гейзеров, то ли просыпающийся вулкан. Отдельные «гейзеры», конечно, проявляются в виде фонтанов горячей воды из-под земли, после чего начинается первый этап «дорожного троеборья» - раскопки.
Поиск места протекания горячей воды в трубе под землёй путём перфорирования асфальта и землероечных работ я наблюдаю всю свою жизнь. За это время люди слетали на Луну, изобрели компьютер и интернет, распался Советский Союз, но борьба с дыркой в трубе показывает, что она живучее и мощнее, чем весь интеллектуальный потенциал населения, живущего в условиях центрального отопления.
Кстати, как объяснил мне один западный специалист по урбанистике (городскому развитию), приехавший в Казахстан в начале 90-х для технической помощи, отопление путём доставки горячей воды по трубам под землей всегда будет дороже, чем установка отдельных отопительных устройств в каждом доме.
Как ни оборачивай трубы стекловатой или другими изоляционными материалами, всё равно будешь терять тепло, пока горячая вода дойдёт по километрам труб до потребителя. Помимо этого, ещё и невозможно централизованно обеспечить отопление в зависимости от погоды.
Кто-то из алматинских остряков недавно справедливо заметил:
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать,
Но дубак в такое время года -
Это ненормально, твою мать…
Никак наша погода не приспособится к пятнадцатому октября, когда начинается отопительный сезон. То холодку добавит в конце сентября, то на исходе октября стоит летняя погода. В общем, климат никак не хочет следовать установленному нашей теплосетью графику подачи/отключения тепла. Всемирное потепление/похолодание тоже не влияет на священные с точки зрения обогрева даты – 15 октября и 15 апреля.
Мы к вам пришли навеки поселиться
Более двух месяцев назад возле моего дома и напротив станции «скорой помощи» начались раскопки улицы Казыбек би. Вскрыли асфальт и вырыли траншею глубиной два-три метра. Со стороны проспекта Сейфуллина и улицы Амангельды поставили металлические перегородки. Прямой проезд в сторону Сейфуллина, Наурызбай батыра и Желтоксан теперь закрыт.
О чем, видимо, широко не сообщили.
За первые три дня в эти загородки влетели четыре презентабельных джипа. Причем картина повторялась: незадолго до полуночи слышался визг тормозов, удар, хлопанье дверью автомобиля, непереводимый текст, относящийся к коммунальщикам, сдача задним ходом и отъезд потерпевшего в сторону СТО.
Коммунальщики решили обосноваться в нашем квартале надолго. Были поставлены вагончики, столики, сгружены новые трубы, бетонные короба и много всякого оборудования. Появились даже два биотуалета, они периодически открыты и воздуха явно не озонируют.
Особенно меня, как бывшего горного инженера, впечатлило крепление асфальта металлическими стойками. Экскаватор ковшом выгреб землю из под асфальта, в результате чего в некоторых местах остались куски асфальта, нависающие на пустым пространством. После того, как один такой кусок два метра на пять обвалился, едва не унеся за собой пару задумавшихся о вечном рабочих, у кого-то из руководства родилась замечательная идея - подпереть другой такой кусок металлическими стойками.
Я когда-то в 70-х недолго работал «крепилём» (крепильщиком) в Караганде на шахте имени Костенко. Мы крепили кровлю забоев деревянной крепью. Но крепление куска асфальта металлическими стойками со дна траншеи, из которой вынули старые трубы теплоснабжения, это уже, видимо, XX век науки и техники…
Матч состоится при любой погоде
Второй и третий вид дорожного троеборья – закопай-закатай - имеют синусоидный характер. Они оживляются и замирают по неподдающемуся логическому объяснению графику. Правда, дождь, грозящий залить всю траншею, катализирует процесс и повышает интенсивность работ.
Несколько дней назад я наблюдал «сварку под зонтиком». То есть надо было быстро заварить трубы на стыках и закопать траншею, и поэтому, несмотря на дождь, рабочие занимались сваркой под натянутой сверху полиэтиленовой плёнкой.
Сейчас всё больше на футбольных стадионах и теннисных кортах применяют раздвижные крыши от дождя. Надо и наш «триатлон» уже оборудовать раздвижной крышей и соревнования проводить в любую погоду.
Однажды понаблюдав, как засыпают траншею с новыми трубами, я пошёл смотреть телевизор и вдруг услышал размеренный стук металла о камни. Оказалось, это экскаватор ковшом утрамбовывает засыпанную траншею. Прикинув на глаз и разделив площадь траншеи на площадь днища ковша и взяв для простоты счёта три удара ковшом о землю, я понял, что стуком теперь обеспечен надолго. Насчет эффективности такого способа трамбовки у меня есть большие сомнения, но, поскольку в конце туннеля стал появляться свет, я решил ещё потерпеть.
Потому что после этапа «закопай» ведь будет ещё «закатай», по результатам которого можно будет определить, с какой скоростью автотранспорт станет двигаться перемещаться по отремонтированной улице Казыбек би.
Глядя на всё это, хочется открыть букмекерскую контору и принимать ставки на время до следующих раскопок или «ямочного ремонта» в пределах видимости из моего окна.
Мой возраст и опыт подсказывает, что это будет выгодный бизнес.
Фото: alatoday.info.