Изменение качества государства как задача сегодняшнего дня решается так медленно, что мы не догоняем развитый мир, а потихоньку от него отстаем
В утверждении, что уровень верховенства права в стране влияет на ее экономическое благополучие, нет ничего оригинального. Это давно известный факт. Но давайте лишний раз убедимся в этом, посмотрев на рисунок 1.
Индекс верховенства права заимствован у проекта The Worldwide GovernanceIndicators.
Пояснения к рисунку.
В уровне доходов: 0 – страны с низкими доходами, 1 – страны нижнего сегмента средних доходов, 2 – страны верхнего сегмента средних доходов, 3 – страны с высокими доходами. Страны распределены в соответствии с классификацией Всемирного банка.
В индексе верховенства права: 0 – страны с индексом меньше 25, 1 – страны с индексом меньше 50, 2 – страны с индексом меньше 75, 3 – страны с индексом, большим или равным 75.
Очень хорошо видно, что у большинства богатых стран индекс верховенства права высокий. То есть, хочешь быть богатым, уважай закон.
У стран со средними доходами амплитуда верховенства права колеблется от полного беззакония до умеренного уважения закона.
У стран с низкими доходами примерно такая же картина, только правая граница верховенства права – это то, что можно определить как умеренное беззаконие.
Если говорить о Казахстане (на рисунке 1 он представлен черной точкой), то определенные успехи в движение к верховенству права у него были.
На выходе из лихих девяностых произвол был сильнее закона. Затем начался период институциональных реформ, когда, при всех шатаниях от произвола к уважению закона, страна двигалась к верховенству права. Сейчас же наступил застой, когда институциональное развитие замерло (смотрите рисунок 2).
Если обратиться к другому проекту World Justice Project (условный перевод - Проект всемирной справедливости), который также рассчитывает индекс верховенства права, можно посмотреть на составные части верховенства права, и какие по ним наша страна занимает места.
Интересно взглянуть на соседей нашей страны по каждому компоненту.
Ограничение власти государства. Ниже – Ангола, выше – Мозамбик. Соседство говорит само за себя.
Отсутствие коррупции. Ниже – ЮАР, выше – Тунис. Еще одно о многом свидетельствующее соседство.
Открытость государства. Ниже – Гренада, выше – Венгрия. Тоже, в общем-то, гордиться нечем.
Фундаментальные права. Ниже – Вьетнам, выше – Нигерия. То, что в Нигерии с фундаментальными правами человека дела обстоят лучше – это обидно. Но обижаться, кроме как на самих себя, не на кого.
Порядок и безопасность. Ниже – КНР, выше – Антигуа и Барбуда. Хотя бы в этом пункте что-то приличное. Но беда в том, что поэтому показатели динамики, пусть и не сильно, но отрицательные.
Соблюдение НПА (нормативно-правовых актов). Ниже – Бенин, выше – Багамы. Африканские черты нашего государства проступают все сильнее.
Гражданское правосудие. Ниже – ЮАР, выше – Румыния. По сравнению с другими компонентами, соседство почти приличное.
Уголовное правосудие. Ниже – Малави, выше – Венгрия. Казахстану впору перебираться в Африку. Да и другой сосед - Венгрия, страна, трансформирующаяся из демократии в автократию.
С одной стороны, нельзя сказать, что качество государства у нас низкое и состояние экономики плохое. Мы уже давно и твердо обосновались посерёдке: не плохо, но и не хорошо. Проблема в том, мир меняется и важность сырьевых ресурсов потихоньку обесценивается. Это произойдет не враз, это займет время.
Но возможности поддерживать экономику и стабильность государственной системы за счет сырьевой ренты все время будут сокращаться. Собственно говоря, они и сейчас сокращаются.
Изменение качества государства, реальное верховенство права – это актуальные задачи сегодняшнего дня, которые, не то, чтобы не решаются, на самом деле какие-то улучшения есть, а решаются так медленно, что мы не догоняем развитый мир, а потихоньку от него отстаем.