
Возможно, опыт других стран поможет нашей стране найти источники роста
Закон рулит
Факторы, влияющие на темпы экономического роста в странах со средними доходами, представляют для нас интерес – Казахстан в 2006 г. перешел в эту категорию. Возможно, опыт других стран поможет нашей стране найти источники роста.
По классификации Всемирного банка в 2002 г. в верхнем сегменте средних доходов было 36 стран, в 2019 – 54 страны. За 2002 – 2019 гг. из верхнего сегмента средних доходов в группу стран с высокими доходами перешли 16 стран. Одна страна, Сирия, наоборот опустилась в нижний сегмент.
За этот же период, 2002 – 2019 гг., в верхний сегмент средних доходов перешли 34 страны из нижнего сегмента. Но они в анализе не участвуют.
Лидеры и аутсайдеры
Самые высокие среднегодовые темпы экономического роста среди стран, числившихся по классификации Всемирного банка в 2002 г. как страны из верхнего сегмента средних доходов, продемонстрировали Литва, Латвия, Панама, Польша и Словакия. Данные по их успехам приведены в таблице 1.
Таблица 1. Экономические показатели лидеров по темпам экономического роста среди стран из верхнего сегмента средних доходов. Данные по ВВП приведены в постоянных международных долларах 2017.
Страна | Среднегодовой рост подушевого ВВП | ВВП на душу населения в 2002 г. | ВВП на душу населения в 2019 г. |
Литва | 5.2% | 7 421.4 | 17 186.3 |
Латвия | 4.5% | 7 766.1 | 15 967.2 |
Панама | 4.5% | 6 881.2 | 15 069.1 |
Польша | 4.0% | 7 606.6 | 14 987.4 |
Словакия | 3.8% | 9 633.4 | 18 128.3 |
Этим как-то удалось выбраться из "ловушки средних доходов", на которую у нас любят ссылаться, когда объясняют отсутствие видимого прогресса в экономическом развитие Казахстана.
В таблице 2 приведены данные по аутсайдерам экономического роста среди стран из верхнего сегмента средних доходов.
Таблица 2. Экономические показатели аутсайдеров по темпам экономического роста среди стран из нижнего сегмента средних доходов.
Страна | Среднегодовой рост подушевого ВВП | ВВП на душу населения в 2002 г. | ВВП на душу населения в 2019 г. |
Белиз | 0.4% | 4 420.8 | 4 701.1 |
Ямайка | 0.2% | 4 933.5 | 5 065.4 |
Ливан | 0.1% | 6 646.8 | 6 824.9 |
Ливия | -0.4% | 6 211.5 | 5 971.8 |
Габон | -0.6% | 7 662.5 | 7 118.1 |
Габон – один лидеров по уровню коррупции в мире (читайте о нем в Габон – ресурсное проклятие в действии).
Факторы экономического роста
В таблице 3 приведены коэффициенты уравнения регрессии на панельных данных, отображающего влияние факторов на темпы роста ВВП на душу населения.
Таблица 3. Уравнение регрессии на панельных данных. Модель со случайными эффектами. Модель выбрана по результатам F – теста и теста Хаусмана
Рост ВВП на душу населения | |||
Переменные | Коэффициенты уравнения | p-value | Примечание |
Внутренние кредиты частному сектору в % ВВП | -0.0001 | p = 0.098 | Статистическая значимость коэффициента сомнительна |
Индекс роста цен | -0.0003 | p = 0.060 | Статистическая значимость коэффициента сомнительна |
Доля конечного потребления государства в ВВП | -0.0010 | p = 0.025 | |
Темпы роста валового накопления основного капитала | 0.0010 | p = 0.000 | |
Темпы роста конечного потребления домохозяйств | 0.0040 | p = 0.000 | |
Доля обрабатывающей промышленности в ВВП | 0.0003 | p = 0.232 | Статистическая значимость коэффициента сомнительна |
Отношение природной ренты к ВВП | -0.0010 | p = 0.00000 | |
Темпы роста населения | -0.0030 | p = 0.010 | |
Сила закона | 0.0002 | p = 0.013 | |
Свободный член | 1.0150 | p = 0.000 | |
|
| ||
Observations | 366.0000 | ||
R2 | 0.7070 | ||
Adjusted R2 | 0.6990 | ||
F Statistic | 857.6340 |
В таблице 4 приведены коэффициенты эластичности факторов, влияющих на темпы роста ВВП на душу населения в странах из верхнего сегмента средних доходов.
Таблица 4. Коэффициенты эластичности.
Фактор | Коэффициент эластичности |
Сила закона | 0.0119 |
Темпы роста конечного потребления домохозяйств | 0.0097 |
Темпы роста валового накопления основного капитала | 0.0046 |
Темпы роста населения | -0.0032 |
Отношение природной ренты к ВВП | -0.0063 |
Доля конечного потребления государства в ВВП | -0.0164 |
В этом сочетании факторов индекс силы закона (насколько государство является правовым) оказывает наибольшее влияние темпы экономического роста.
Рисунок 1.
Расшифровка кодов: LTU– Литва, LVA – Латвия, SVK – Словакия, POL – Польша, PAN – Панама, JAM – Ямайка, GAB – Габон, BLZ – Белиз, LBN – Ливан, LBY – Ливия.
На рисунке 1 хорошо видно, что у лидеров экономического роста индекс силы закона выше, чем у стран-аутсайдеров. Также стоит обратить внимание на то, что в период с 2002 по 2019 гг. индекс ухудшился у всех стран-аутсайдеров. Индекс ухудшился и у Польши с Панамой, но это пока не оказывает критического негативного влияния. Посмотрим, что с этими странами будет в будущем.
Еще лучше зависимость между индексом силы закона и экономическим ростом видна на рисунке 2. На нем красными точками обозначены страны с высокими темпами роста ВВП на душу населения, а голубыми – с низкими. Мы видим, как страны четко делятся на две группы: у стран с высокими темпами экономического роста большие значения индекса силы закона, у стран с низкими темпами – маленькие значения. Только у Чили (крайне правая синяя точка) и Коста-Рики (точка, попавшая в пересечение эллипсов) при большом индексе силы закона относительно низкие темпы экономического роста
Рисунок 2.
Лидеры и аутсайдеры также сильно различаются по темпам роста конечного потребления домохозяйств, в чем можно убедиться, посмотрев на рисунок 3. На нем нет Ямайки и Ливии, по которым у Всемирного банка нет данных по росту конечного потребления домохозяйств.
Рисунок 3
Мы видим, что страны-лидеры заметно опережают по этому показателю страны-аутсайдеры. Особенно наглядно связь между темпами роста потребления домохозяйств и темпами экономического роста видна на рисунке 4.
Рисунок 4.
Выводы
Для экономического роста стран из верхнего сегмента средних доходов, безусловно, имеют значение и темпы роста валового накопления основного капитала, и развитие обрабатывающей промышленности, и уровень инновационности экономики. Но все это не будет достигнуто, если государство не будет правовым и не будет заботиться о благосостоянии своих граждан. Эта простая истина никак не доходит до руководства нашей страны, которое считает, что достаточно обеспечить инвестиционную активность и будет счастье. Хотя при этом само признает, что инвестиционная активность сопровождается гигантской коррупцией и не приносит ожидаемого эффекта. Но снова и снова повторяет свои безуспешные попытки.
Мы видим, что лидеры по экономическому росту в верхнем сегменте стран со средними доходами сумели не попасть в пресловутую "ловушку средних доходов". Причина проста: они построили правовое государство и заботились о собственных гражданах. Да, сегодня в Польше правящая верхушка пытается ослабить силу закона. Посмотрим, удастся ли им это. Если удастся, то страна потеряет значительный потенциал своего развития. Но это польские проблемы.
Наша же проблема, что все разговоры о правовом государстве остаются только разговорами. Во многом это следствие зависимости наших элит от наркотика под названием "сырьевая рента". Пока мы не слезем с этой иглы, особых успехов нам ждать не следует.
Фото: скрин из урока "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ" 1 курс: Республика Казахстан - правовое государство.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!