Возрождение сильной оппозиции и популярных отечественных СМИ - актуальная задача власти
С момента последней электоральной кампании прошло так много времени, что не только население, но и сами представители политических слоев полностью отвыкли от предвыборных баталий. И хотя все чаще стали звучать прогнозы о скором наступлении нового акта гражданского волеизъявления, наше политическое поле не проявляет признаков готовности к очередному циклу перезагрузки.
Традиционно выборы в нашей стране напоминали хорошо отработанный процесс с легко прогнозируемым результатом. Были известны ключевые спикеры власти, основные фигуры оппозиции, транслируемые каждой стороной тезисы. Механизм был отлажен, как швейцарские часы, в которых каждая деталь безупречно исполняла свою роль, и сбои были фактически исключены. Даже оппозиция, включая радикальную, адекватно оценивала потенциал игроков и оспаривала результаты выборов чаще всего формально, как дань устоявшимся традициям.
Та реальность была удобна всем. Все трезво оценивали свои силы и понимали ценность стабильности. Власть в самом деле проявляла достаточный уровень мобильности и с опережением эксплуатировала самые актуальные тезисы. А потому сохраняла достаточно высокий уровень рейтингов.
В пользу этого играл и фактор до недавнего времени вполне сносно работавших социальных лифтов, обеспечивавших непрерывную циркуляцию элит. В верхние слои умудрялись попадать выходцы из первичной среды, не успевшие утратить связь с народом. Это позволяло не только обеспечивать определенный канал мониторинга актуальных проблем, но и способствовало повышению доверия населения к власти.
Однако в какой-то момент, вероятно, после избрания в 2007 году однопартийного парламента, стали наблюдаться явные перекосы. Несмотря на, казалось бы, конституционно оформленное расширение полномочий парламента и запуск механизма государственной поддержки партий, институт парламентаризма неожиданно стал играть меньшую роль в политической жизни страны. Нет, тут, как и прежде, принимались законы, шли некие дискуссии на пленарных заседаниях, но право информационной инициативы было безнадежно утрачено.
Одновременно с этим с информационного поля оказалась практически полностью вытеснена оппозиционная часть. С одной стороны, тому причиной намеренное игнорирование их большинством СМИ, с другой – неспособность оперативно интегрироваться в новые дискурсы. Тем более что в условиях стремительно меняющейся реальности формируются качественно новые тренды. Все это в значительной степени дезориентировало игроков в системе координат обновленной политической реальности.
Наивно полагать, что сложившаяся ситуация играет на руку правящим кругам. Оппозиция - зеркальное отражение власти, и нынешний тонус первой адекватен состоянию второй. Закономерность данного тезиса можно оценить по состоянию контролируемых идеологическим аппаратом власти информационных ресурсов, по способности идеологов генерировать отвечающие духу времени и актуальным социальным запросам проекты и инициативы. Так же, как и обескровленная оппозиция, власть живет по старым правилам политической игры и пока не демонстрирует способностей к качественной модернизации и освоению новых форматов. По сути дела, переусердствовавшие идеологи власти вместе с водой умудрились выплеснуть и ребенка.
Эффективным способом повышения тонуса власти могло бы стать тесное взаимодействие с новыми лидерами оппозиции, появление модернизированных партийных проектов, способных сгенерировать новые смыслы. Но жесткие условия регистрации политических партий, низкая плотность населения и значительные расстояния между регионами при отсутствии достаточных финансовых ресурсов предельно снижают вероятность появления независимых партийных проектов.
В этих условиях единственной состоятельной политической силой может стать исламский радикализм. За эти годы в стране накопилось достаточное количество сторонников фундаментализма. Учитывая их мобилизационный потенциал и высокий уровень внутренней дисциплины, для них собрать требуемые 50 000 подписей для регистрации новой партии проблемы не составит. Даже более того, их реальная численность может обеспечить регистрацию трех и более партий. А если учесть к тому же и отработанные ими схемы тиражирования информации через социальные сети, технологические коммуникации, то их предвыборная программа может стать самой привлекательной. И не факт, что в качестве предвыборных ими будут взяты на вооружение религиозные лозунги. Более вероятно, что на первых порах это будут адаптированные под нашу ментальность вполне светские проекты с идеями социальной справедливости и равенства всех перед законом.
На руку им может сыграть и тот факт, что к началу нового электорального периода уставшая от дезинформационных войн аудитория всерьез разочаруется в традиционных медиа и переориентируется на Интернет и новые коммуникационные технологии. Как раз в те направления, где у официальной власти еще недостаточно прочные позиции. Тогда как щедро подпитываемые зарубежными вдохновителями радикалы ощущают себя в этой среде более чем комфортно. При таком раскладе результаты политической конкуренции могут оказаться трудно прогнозируемыми.
Поэтому возрождение сильной оппозиции и повышение популярности отечественных СМИ становится на данном этапе для власти одной из самых актуальных задач. Но достижение данных целей требует кардинально новых решений – от стимулирования процесса селекции новых лидеров оппозиции до деолигархизации СМИ с параллельной либерализацией законодательства о политических партиях и средствах массовой информации. В противном случае любые попытки реализовать эти задачи без изменения ключевых правил игры обречены на провал. Тем более что поручение президента поднять рейтинги отечественных СМИ уже было. А насколько оно было исполнено, можно судить по аудитории, львиная доля которой переключилась на российские телеканалы. Предвыборная кампания в подобной ситуации будет напоминать разговор немого с глухим. И что еще страшнее - с глухим, в голове которого звучат чужие голоса…