Обеспечить функционирование политической системы без сильных политических институтов, ориентируясь только на оптимальный расклад сил в элите, будет довольно сложно
* Шесть всадников переходного периода
* Схватка под ковром
* Посольская должность Тасмагамбетова: понижение или безопасная гавань?
* Темные лошадки транзита
Прошедший 2016 год и начало 2017-го выдались довольно интересными. Аресты чиновников разного уровня сопровождались не менее интересными кадровыми перестановками. При этом одна часть этих событий являются результатом перманентных внутриэлитных битв за перераспределение разного рода ресурсов, а другая имеет непосредственное отношение к подготовительному этапу, связанному с переходным периодом. В Центральной Азии мы одни остались на перроне в ожидании своего поезда. Все остальные уже уехали.
Шесть всадников переходного периода
В ноябре 2015 года, выступая на расширенном заседании правительства, президент заявил, что пока не видит достойного кандидата на посту руководителя Казахстана. Более того, по словам главы государства, после него будет хуже. В 2016-м интересным было заявление президента о том, что он не намерен передавать власть по наследству своим детям. Если, с одной стороны, президент еще четко не обозначил своего преемника, то, с другой, видны некоторые процессы, которые говорят о том, что подготовка к транзиту всё же идет.
Во-первых, через усиление чистки элиты. При этом трудно провести четкую границу между самодеятельностью влиятельных внутриэлитных групп по нейтрализации своих противников и непосредственной установкой на эту чистку, которую спускают сверху. Хотя многое, конечно, традиционно зависит о того, кто ближе располагается к ушам и глазам главного центра принятия решений для удобного использования компромата на конкурентов. За это, в принципе, сейчас и идет основная борьба.
Во-вторых, через активную зачистку оппозиционного поля. Здесь уже практически никого не осталось из числа старых легально действовавших игроков - оппозиционных партий и движений. Это создало некий политический вакуум, который рано или поздно заполнили бы новые, менее управляемые протестные игроки. И теракты прошлого года это хорошо продемонстрировали. При этом, формально очистив политическое инакомыслие offline, власти потеряли контроль над online-активностью, где уровень протестности довольно высок. Эту проблему сейчас пытаются решить двумя способами:
- через поддержку провластных блогеров, экспертов и троллей;
- через точечные удары по отдельным сетевым ресурсам.
Самый негативный вариант - полная блокировка соцсетей по тем или иным причинам, в том числе и в «час X». Тем более что в 2016 году тестовые сбои социальных сетей уже проводились.
В-третьих, через механизм «контролируемой напряженности», когда власти активно создают различные государственные и квазигосударственные структуры (от новых министерств до общественных советов), которые, по их мнению, должны более оперативно и эффективно реагировать на социальные вызовы и требования снизу, не доводя их до социального взрыва. Это также делается для того, чтобы создать более или менее благоприятный социально-политический фон, который необходим для транзита. Хотя, как показали события 2016 года, в этой сфере пока мало чем можно похвастаться, так как «детонаторы» для социальных взрывов часто закладывают сами власти, неэффективно реализуя социально-экономическую политику или не оценивая возможные риски от принятия тех или иных решений.
В-четвертых, одним из способов восстановить управляемость системы является попытка властей провести мобилизацию экономических, политических, информационных ресурсов под «зонтиками» курирующих структур - будь то объединение нескольких пропрезидентских партий под крышей «Нур Отана», создание Гражданского альянса и Национальный палаты предпринимателей.
В-пятых, через рассмотрение разных вариантов внесения возможных изменений в Конституцию страны. В том числе с точки зрения поиска оптимальной модели «коллективного преемника» в лице нескольких уравновешивающих друг друга политических фигур, которые могут свести на нет тезис о наличии только одного преемника. Так как при такой схеме их может быть несколько, в лице, например, «переходного» президента и премьер-министра. Впрочем, наличие такого властного дуэта красиво смотрится только на бумаге, а в жизни может нести риски двоевластия и перетягивания властного одеяла в случае отсутствия верховного арбитра. Даже сейчас наблюдается рост нервозности в элите по поводу своего политического будущего, что уже приводит к публичным информационным войнам между группами влияния.
В-шестых, через кадровые рокировки, когда президент, как опытный шахматист, пытается разыгрывать разные партии, стараясь найти самую выигрышную расстановку сил.
Схватка под ковром
В прошлом году уже было интересное передвижение Карима МАСИМОВА с позиции премьера на шахматную клетку главы КНБ. При нем комитет значительно активизировал работу не только в борьбе с экстремизмом и терроризмом, но также в чистке самого управленческого аппарата от представителей «пятой колоны».
В свою очередь, возвращение Нурлана НИГМАТУЛИНА в кресло спикера мажилиса и назначение Самата АБИША первым зампредом КНБ РК также укладывается в сценарий шахматной партии, где многие ключевые позиции занимают проверенные кадры.
В верхней палате парламента теперь у президента есть уже три доверенных лица в лице спикера Касым-Жомарта ТОКАЕВА, сенаторов Нуртая АБЫКАЕВА и Дариги НАЗАРБАЕВОЙ. Кстати, согласно закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности первого президента Республики Казахстана - Лидера Нации», в случае оставления своего поста за первым президентом также закрепляется статус пожизненного сенатора.
При этом фигуры в этой партии могут быть всегда передвинуты на другую клетку, но в границах шахматной доски. Это касается и Бакытжана САГИНТАЕВА, чье премьерство совпало с началом перераспределения полномочий между президентом, правительством и парламентом. Если оно получит продолжение в реальном, а не мнимом усилении роли парламента в политической жизни страны, то это автоматически усилит и позиции главы правительства.
Посольская должность Тасмагамбетова: понижение или безопасная гавань?
Начало 2017 года также сопровождалось интересным кадровым перемещением, которое некоторые рассматривают как выход за пределы элитной шахматной доски, а другие видят в этом лишь временную передышку перед новой партией.
Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ, представитель старой президентской гвардии, был переброшен с позиции вице-премьера на должность посла РК в РФ. Отмечу, что уже с прошлого года началось снижение его аппаратного влияния, после того как он покинул пост министра обороны, где его пребывание во главе силовой структуры явно не устраивало кого-то в элите. И полученный пост заместителя премьера (даже не первого) напоминал костюм, из которого Тасмагамбетов уже давно вырос, поскольку в 2002-2003 гг. сам был председателем правительства. Поэтому его ранний уход из вице-премьерского кресла был вполне предсказуем, в том числе из-за возможных разногласий с премьер-министром, который также претендует на включение в список ключевых игроков переходного периода.
Перевод бывшего вице-премьера послом в Россию вызвал неоднозначную реакцию. С точки зрения бюрократической иерархии, это является понижением. Ведь слабое место любой дипломатической должности - то, что она временно отдаляет влиятельного игрока от центра принятия решений и участия в кулуарных играх. И в условиях подготовки к переходному периоду для Тасмагамбетова этот пост - больше минус, чем плюс. Но, с другой стороны, если сравнивать его нынешнее назначение с позицией вице-премьера, которую он оставил, то эта рокировка, возможно, ему на пользу. Вместо замглавы кабмина в роли «мальчика для битья» (тем более, после решения президента повесить всю ответственность за социально-экономическую политику на правительство) лучше быть глазами и ушами Акорды у северного соседа.
К тому же это хорошая возможность переждать очередную бурю внутри элиты, где антикоррупционную борьбу всё чаще используют для сведения счетов. Ведь коррупционные скандалы были и в Министерстве обороны. А в конце прошлого года КНБ провел спецоперацию на заводе по нефтепереработке в Актюбинской области с задержанием лиц, подозреваемых в причастности к хищению нефти. По версии Ratel.kz, в этом скандале якобы могли быть замешаны и некоторые родственники Тасмагамбетова. Учитывая, что последние аресты в элите были еще цветочками, наблюдать за «ягодками» лучше издалека.
Также многих чиновников напрягло желание президента найти «пятую колонну» в правительстве и решение создать спецкомиссию для расследования фактов преступно халатного отношения к госсредствам.
В конечном счете, вопрос, как и когда Тасмагамбетов вернется в Казахстан, всецело зависит о того, что произойдет в президентском окружении за время его отсутствия. Понятно, что у него противников внутри элиты всегда хватало. Но и в союзниках его тоже хотели бы видеть многие. Пока не ясно, какой из этих лагерей поддерживает президент. Но в глаза бросилось то, что в декабре 2016-го на публичной встрече главы государства со старыми соратниками по случаю 25-летия независимости в узком кругу приглашенных был замечен и Имангали Тасмагамбетов.
Сейчас же не ясно, по какому пути пойдет новый казахстанский посол в РФ. По пути Нуртая АБЫКАЕВА, который, пройдя через посольскую работу, всё-таки снова вернулся в Астану. Или по нисходящей траектории Аслана МУСИНА, которого некогда с позиции руководителя АП через должность главы Счетного комитета, а затем транзитом через должность посла в Хорватии в конечном счете отправили на пенсию.
Темные лошадки транзита
Проводимые в стране кадровые перестановки не следует упрощать, сводя их только к поиску преемников. Тем более что их список у нас намного шире, чем в Узбекистане или Туркмении, где нет таких мощных олигархических групп. Этот факт обещает переходному периоду в Казахстане большое количество «темных лошадок», которые также присутствуют в списке.
Глава государства сейчас пытается найти более или менее удачную расстановку всех нужных фигур на доске, чтобы, в первую очередь, укрепить политическую систему, которую он создал. На это он намекнул и во время телеобращения по случаю перераспределения полномочий между ветвями власти, когда упомянул о необходимости долгосрочного функционирования политической системы. Хотя без сильных политических институтов, ориентируясь только на оптимальный расклад сил в элите, сделать это будет довольно сложно.
P. S. Кстати, подробно о событиях прошлого года написал известный казахстанский журналист Вадим БОРЕЙКО в своей новой книге «Високосный.kz. Дневник социопата». Она уже поступила в продажу в алматинские магазины «Меломан» и MARWIN. Презентация книги пройдет в пятницу, 10 февраля, в 19.00 в магазине «Meломан» GRAND (Алматы, ул. Гоголя, 58, уг. ул. Панфилова).
Фото: chessdom.ru.