10 сентября день рождения самого главного фотолетописца, который уже при жизни стал частью алматинской истории
Всякий неалматинец, кто в будущем станет изучать историю Алматы последних десятилетий прошлого или первых – нынешнего веков, обязательно узнает имя и фамилию Валерия Дмитриевича КОРЕНЧУКА. Он сделал столько различных снимков города и горожан, что без его работ их жизнь уже не представить нигде, будь то статья в энциклопедии или студенческий реферат. Да и сам наш самый главный фотолетописец, у которого 10 сентября день рождения, уже при жизни стал частью алматинской истории.
- Любой профессиональный фотограф живет с камерой. И все мы постоянно что-то снимаем. Но сколько снимков сделал Дмитриевич – это непостижимо! Там чтобы только разобрать их пол жизни надо! – как-то говорил мне один из весьма известных коллег Коренчука.
Но это про количество, а говоря о работах Валерия Дмитриевича, в первую очередь надо говорить об их качестве. Оно признано буквально во всем профессиональном мире. Есть высшие международные фотографические награды, которые присуждает Международная федерация фотоискусства (FIAP) - это звания "Художник FIAP" и "Экселленс FIAP". "Экселленс" в фотоискусстве - это как Нобелевская премия в других сферах, но не простая, а "многоэтажная". Кто не знает – это термин с латинскими корнями для обращения к первым лицам, наиболее близкий перевод: "Превосходительство". В мировой фотографии есть "простой" "экселленс", есть бронзовый, серебряный, золотой, платиновый и алмазный. Валерий Дмитриевич в 2015 году первым на постсоветском пространстве получил звание "Золотого экселленса", а в 2018 – платинового. До сих пор остается единственным таковым в Казахстане. И не только: в большой России, с огромной фотографической традицией и множеством фотоклубов и школ, сегодня есть золотые, но платиновых еще нет. Всего же "в активе" Валерия Коренчука более трехсот различных наград и участие в 1200 выставках. Такое сочетание количества с качеством просто фантастика!
Не удивительно, что он помнит и свою первую работу, и обстоятельства ее появления, и дату. Впервые пленку в фотоаппарат Валерий Дмитриевич зарядил 29 апреля 1959 года. Он учился в Кораблестроительном институте в Ленинграде и поехал с сокурсниками в Петергоф, только открывшийся после войны для туристов. Там попалась на глаза картина: веточка вербы, вставленная в уключину лодки. И Валерий сфотографировал. Да так удачно, что через несколько лет эта работа под названием "Начало навигации" получила награду на выставке в Югославии. Так кто-то неизвестный, сунувший веточку в уключину, не зная того, подтолкнул творческую судьбу казахстанского фотографа. Конечно, не было бы этой вербы, было бы что-то иное. Но была она. Красивая история.
Слушать рассказы Валерия Дмитриевича не менее увлекательно, чем смотреть его фотоработы. Фотография вообще переплетается с историей как бы с двух сторон: тем, как фотограф фиксирует текущий момент, и тем, при каких обстоятельствах он работает. Вот тут Коренчуку есть что рассказать.
С 1965 года его работа была связана со знаменитым алматинским фотоклубом "Медео", который он в 1972 возглавил. Казахстанская фотошкола была уже на высоте, члены клуба были полны здоровых амбиций и пытались отправлять свои работы на международные выставки. А контакты с "заграницей" власти на любом уровне тогда не поощряли. И директор клуба, бывший работник МВД, говорил, что отправлял фотографии на конкурсы за счет профсоюза.
- Отправляет раз, и ни ответа, ни привета, отправляет два - такая же история. Мы думаем – что ж такое? А когда он уволился, стали делать ремонт в его кабинете, отодвинули сейф, а оттуда все эти пакеты с нашими фотографиями посыпались… С тех пор стали отправлять работы на международные выставки с домашних адресов. И все заработало, - рассказывает Валерий Дмитриевич. Попробуй пойми логику функционирования полицейского государства…
Еще интереснее была другая история. В 1976 году по ряду советских городов – Москве, Киеву, Новосибирску – возили передвижную американскую фотовыставку. Наверное, везде местные власти напрягались, но в Алма-Ате, рассказывает Валерий Дмитриевич, особо даже в газетах о выставке ничего не писали. Народ тем не менее, естественно, валил – увидеть живых американцев, да фотографии того, как они там живут! Где еще такое получится? Некоторые пытались подкалывать американцев, например, на тему скандала Уотергейт, но те отвечали очень быстро и четко. Валерий Дмитриевич считает, что в штате этой кочующей американской выставки было немало профессиональных пропагандистов. Вполне возможно, идеологическое противостояние между СССР и США не отменяли даже в тот период, во время "разрядки". Коренчук и его коллеги по клубу "Медео" решили прийти на выставку все вместе, чтобы коллективно и обсудить ее. Так его вызвали в райком партии к секретарю по идеологии и устроили такое, словно фотографы планировали коллективный побег за границу! Грозились изгнать из партии, что в те времена означало крест на любой карьере или общественной деятельности. На это Валерий Дмитриевич посоветовал идеологам районного уровня, если уж они по-другому работать не могут, учиться тонкости пропаганды у американцев… Кстати, тот секретарь потом, в постсоветские годы, вполне преуспел на ниве рыночных отношений…
Но все же хорошего в работе и клуба "Медео" и Валерия Дмитриевича тогда было больше, чем дурацких историй. Помещение под клуб выделили по решению Динмухамеда КУНАЕВА, участвовать в выставках не мешали. О клубе писали даже в американской профессиональной прессе. Очень немалую часть своих наград Коренчук получил еще в советскую эпоху. Как и многие его коллеги.
После 1991 года у алматинских фотохудожников все резко поменялось в худшую сторону – опять же подтверждение тезиса, что история и фотография взаимно влияют друг на друга. Клуб "Медео" лишился государственной поддержки, помещения. Отдельная большая глава в биографии казахстанской школы фотохудожников. Валерий Дмитриевич в 2007 году даже написал письмо президенту НАЗАРБАЕВУ. Напомнив в нем о достижениях своих коллег в советские времена, он очень остро высказался об отсутствии внимания и поддержки государства к фотоискусству, культуре, образованию в целом. Написал, например, так: "Когда в 1965 году Димаш Ахметович Кунаев отдал помещение бывшего военторговского магазина под фотоклуб, он не знал, что это обернется республике сотней наград, но он мудро предполагал, надеялся. А вот то, что в открытом им в 1983 году Республиканском дворце пионеров и школьников из 120 кружков к 2007 году останется только 19, не мог увидеть даже в самом кошмарном сне".
Не удержусь - процитирую еще то письмо к главе государства:
"В народе говорят - у чиновника на второй день службы открывается "третий" глаз. Но в отличие от индусов он находится не на лбу, а в диаметрально противоположном месте и следит, чтобы из-под него не вытащили тепленькое кресло. Поэтому они просто не способны работать на перспективу, озабочены только проведением помпезных сиюминутных показушных акций. Чем заняты 182 чиновника головного офиса министерства культуры, можно даже не гадать".
"В других странах фотоискусству уделяется должное внимание. В Санкт-Петербурге десятка два фотогалерей. В Москве не меньше, да еще и всемирно известный Дом фотографии. Даже в Ташкенте есть Дом фотографии. У нас только общественная фотогалерея Дома Ученых, где энтузиасты фотоклуба "МЕДЕО" каждый месяц открывают новую экспозицию. Даже в Государственном музее изобразительных искусств имени Кастеева нет даже намека на фотографический раздел. Когда-то мы мечтали сделать Алма-Ату фотографической Меккой Средней Азии, самостоятельно организовали первые в Советском Союзе международные биеннале слайдов… В них приняли участие фотографы 11 стран. Партаппаратчики разгромили это начинание, но мечта осталась". Валерий Дмитриевич человек не только талантливый и невероятно трудолюбивый, но еще и прямой и смелый, продемонстрировал он это и в 1976 году, когда говорил, что он думает, идеологу из райкома, и в 2007-м.
Ответа на свое письмо он тогда так и не получил. Региональной Меккой фотоискусства южная столица Казахстана так и не стала. Но фотоискусство у нас развивается, многих выучил этому Валерий Дмитриевич, сейчас выставляются и публикуются уже его "внуки" в профессии фотохудожников. И у само него, несмотря на почтенный возраст, энергии не убывает.
Поздравляем нашего замечательного земляка с днем рождения! Здоровья и – взять алмазного "Экселленса"!
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!