Что расскажут Трампу про Тенгиз

2964 просмотров
0
Аскар Исмаилов
Вторник, 18 Мар 2025, 12:00

Какие вопросы могут поднять Chevron и ExxonMobil по вопросам, касающимся проектов в Казахстане

Президент ТРАМП планирует собрать глав американских нефтяных мейджоров, чтобы обсудить с ними стратегические планы в рамках созданного им Национального совета по энергетическому доминированию. Интересно, какие вопросы могут поднять Chevron и ExxonMobil по вопросам, касающимся проектов в Казахстане? Возможно, какие-то темы обсуждались с министром энергетики Алмасадамом САТКАЛИЕВЫМ на международной энергетической конференции CERAWeek 2025, прошедшей на прошлой неделе в Хьюстоне (США), но от пресс-службы Министерства энергетики информации деталей встречи по этой теме я не видел, поэтому проанализируем сами. 

Читайте также
Прогнозы эксперта: Атырауский НПЗ закроют, проект "Полиэтилен" поставят на паузу

1. Санкционная политика США против России и ее влияние на Казахстан. Санкции против России могут затруднить экспорт казахстанской нефти через РФ. Тенгиз, Карачаганак и Кашаган экспортируют нефть в основном через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), проходящий через Россию. Введение новых санкций против России, особенно в отношении транспортировки нефти, может создать риски для экспорта казахстанской нефти и доходов компаний (что мы и будем наблюдать в ближайшее время). Chevron и ExxonMobil могут потребовать от администрации Трампа гарантий, что санкции не затронут КТК или что будут даны исключения для казахстанских проектов.

2. Возможные сложности с поставками оборудования. Санкции ограничивают доступ к определенным технологиям и оборудованию, часть которого ранее поставлялась из России или через российские компании. Возможны вопросы исключений поставок критически важного оборудования для своих активов в Казахстане.

3. Проблемы с транспортировкой нефти и альтернативные маршруты. Компании могут попросить поддержки со стороны США в переговорах с Азербайджаном и Грузией для увеличения пропускной способности Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC). Хотя это маловероятный сценарий. Азербайджан не хочет увеличивать транспортировку казахстанской нефти, так как она снижает качество азербайджанской, а это утерянная прибыль. Бизнес и ничего больше. Хотя, конечно, можно сделать предложение, от которого нельзя отказаться. Но история отношений к американским компаниям в Азербайджане имеет свою историю. И она не айс.

Второй маршрут из области фантастики - возможность увеличения мощностей на юг (через Иран). Казахстан мог бы поставлять нефть через Иран в Персидский залив, но санкции США против Ирана делают этот маршрут нереалистичным. Компании могут узнать позицию администрации Трампа по перспективе снятия части санкций, если это поможет нефтяной отрасли США.

Читайте также
Почему президент Токаев не повёз Кэмерона в этот раз на Кашаган

4. Давление на добывающие компании по локализации производства. Казахстан настаивает на увеличении доли местного содержания в проектах, что может увеличить расходы западных компаний. Chevron и ExxonMobil могут выразить обеспокоенность тем, что повышенные требования к локализации затрудняют реализацию крупных нефтяных проектов. Хотя генеральный директор "Тенгизшевройл" Кевин ЛАЙОН на встрече в мажилисе довольно доступно объяснил позицию по этому вопросу. 

5. Ужесточение экологических норм в Казахстане. Казахстан подписал Парижское соглашение по климату и может усилить требования по выбросам CO₂, что скажется на проектах Тенгиза и Карачаганака. Компании могут обсудить возможность получения поддержки от США в лоббировании более мягких условий для углеводородных проектов.

PS. Вопрос низких цен на нефть (50 долларов за баррель), о которых говорит Трамп, не критичен для Тенгизского проекта. Себестоимость барреля нефти позволяет довольно комфортно продолжать операционную деятельность на проекте. 

PPS. Почему не стал включать Кашаган, где участвует ExxonMobil, и Карачаганак, где участвует Chevron? На этих проектах доля американской компании минимальна, поэтому Трампу не интересно будет решать вопросы, где присутствуют европейские и китайские компании.

Фото: gov.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Главный тренер мадридского «Реала»
«Кайрат» заслужил право играть в Лиге чемпионов. Мы все это видели, побывав в Алматы.
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
Как в Казахстане искусственный интеллект «выбивает» налоги для бюджета
Без прозрачности госзакупок и госаудита цифровой пузырь может лопнуть
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
«Qustar»: цитаты и смыслы Нургисы Тлендиева
Как канадский музыкант переосмыслил наследие казахского композитора
Правительство Казахстана подписалось платить населению «по справедливости»
Но выполнять обещание будет без фанатизма
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента