Программа НПП "Атамекен" по импортозамещению товаров первой необходимости
Заместитель председателя правления - член правления НПП РК "Атамекен" опубликовал предложения палаты для поддержки жителей пригородов Алматы и Нур-Султана на время карантина. Далее - продолжение на тему поддержки предпринимателей и выхода из кризиса.
(Мы не технологичная нация, мы нация, скорее, настроения. То у нас мечта, то у нас страх. То истерика, то бурная радость. Нужно потехнологичнее быть и поспокойнее. И тогда все получится!)
СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП - необходимо создавать новые рабочие места путем развития производственных мощностей (импортозамещение) по товарам первой необходимости.
И потенциал есть. По нашим данным количество недогруженных сырьем предприятий составляет - 61800. Кроме того, 20285 предприятий готовы расширять свой бизнес. Но и пул предприятий, не имеющих твердого сбыта, тоже немаленький – 56985.
Как предложение, в качестве локомотива определить "экономического интегратора" по каждому виду товаров первой необходимости.
На уровне сел и аулов определить мелких экономических интеграторов для дозагрузки и вовлечения ЛПХ в сбытовые цепочки по опыту Жамбылской области.
Для реализации данного подхода предлагается СЛЕДУЮЩЕЕ:
- Утвердить Постановлением Правительства РК перечень стратегической продукции для оказания целенаправленной поддержки со стороны государства.
- Перечень стратегической продукции формируются из перечня продовольственной корзины (43 наименования продукции), с учетом высокой доли импорта, экспортного потенциала и массовой занятости фермеров и ЛПХ. Сахар, молоко - импортозамещение, мука, макароны – экспортный потенциал, баранина, говядина – массовая занятость фермеров и ЛПХ.
- По каждому наименованию стратегической продукции, используя итоги скрининга, сформировать кластерную кооперацию и определить участников (топ - 100 из среды крупных интеграторов), путем встраивания их в единую сбытовую цепочку. Это позволит объединить множество предприятий (торговые сети, заготовительные организации, переработчики, производители сырья, включая ЛПХ).
- Определить крупных потребителей (квазигосзаказ, оборонзаказ, недропользователи, Magnum, Metro Cash & Carry и т.д.).
- Сформировать объемы и требования по каждой продукции.
- Сформировать перечень отечественных производителей продукции, которые соответствуют требованиям крупных потребителей и/или имеют возможности наращивания производства по итогам скрининга.
- Определить перечень поставщиков/производителей сырья и заготовительных организаций для каждого отечественного производителя.
- Перед каждой кластерной кооперацией определить задачу на краткосрочную и долгосрочную перспективу, с конкретными показателями, которые будут встречными обязательствами бизнеса.
3. С учетом анализа проблем, необходимых ресурсов и мер для достижения поставленных задач разработать и утвердить детальную дорожную карту.
4. На уровне законодательства (Земельный кодекс, Предпринимательский кодекс, Закон о госрегулировании АПК и др.) определить приоритетное право предоставления мер государственной поддержки и необходимых ресурсов (земля, инфраструктура, льготное финансирование, гарантирование и т.д.) для участников кластерной кооперации.
5. Закрепить за каждым участником кооперации специалиста из АО "НАНОЦ" и/или привлечь зарубежных специалистов по обучению и сопровождению на период одного производственного цикла (соответствующая бюджетная программа имеется у МСХ) с дополнительным выделением средств.
Учитывая монопольное положение в аккумулировании знаний в области АПК, вывести НАНОЦ на конкурентный рынок в целях усиления их деятельности и ориентира на результат, необходимый бизнесу.
6. Расширить инструмент субсидирования займов БВУ (по программе ДКБ-2025 или экономике простых вещей) с добавлением в него и отрасли сельского хозяйства в целях привлечения дополнительных финансовых средств в отрасль.
Основным оператором по предоставлению региональных мер господдержки в виде кредитования и субсидирования сделать социально-предпринимательские корпорации (СПК). Усилить роль СПК, как регионального финансового института, с прозрачными регламентами принятия решений. При необходимости внести соответствующие изменения в Закон РК "О социально-предпринимательских корпорациях".
7. Оказать действенные меры по сбыту произведенной продукции через систему закупок (госзакупки, закупки квазигоссектора и недропользователей) и обеспечение доступа к розничным полкам торговых объектов.
Фото со страницы Эльдара Жумагазиева в Facebook.