Что делать потребителям финансовых услуг, если их права нарушены

2923 просмотров
0
FinGramota
Суббота, 21 Мая 2022, 14:30

Ответы на часто задаваемые вопросы

В ходе прямого эфира с участием Александра ТЕРЕНТЬЕВА, директора Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, поступило множество вопросов пользователей о том, как поступить и куда обращаться, в случае возникновения просрочки по банковским займам или микрокредитам, как проверить, не оформлен ли на вас подставной кредит,а также каким образом можно обратиться с заявлением в финансовый регулятор или записаться на прием к руководству Агентства.

Читайте также
Охота на живца: три кейса по финансовому мошенничеству

Вопрос: По моему кредиту возникла просроченная задолженность. Что делать и куда обращаться?

Ответ: В мае 2021 года внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, согласно которым с 1 октября 2021 года в Казахстане действует единый правовой режим урегулирования кредитными организациями проблемной задолженности заемщиков – физических лиц. Так, кредиторы обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке по кредитам в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении банки и организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность (далее –ООМФД), должны проинформировать граждан о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, рассказать им об их праве обратиться к ним и последствиях невыполнения своих кредитных обязательств.

Если у вас есть просроченная задолженность по кредиту, вам необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в банк или ООМФД для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре.

В своем заявлении необходимо указать:

  • причину неисполнения своих обязательств. Важно иметь на руках документы, подтверждающие возникшие у вас сложности;
  • свои варианты по исполнению обязательств. Вы можете предложить, к примеру: изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения, отсрочку платежа, изменение срока действия договора, метода погашения, создание нового графика платежа, с учетом своего финансового положения или самостоятельную реализацию залогового имущества.
Читайте также
Как защитить свою жизнь, здоровье и имущество

Кредитор должен ваше заявление принять, зарегистрировать, рассмотреть и в течение 15 календарных дней предоставить ответ:

  • согласиться, принимая предложенные вами изменения в условия договора;
  • предоставить свои предложения по изменению условий договора;
  • отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.

Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения кредитором.

При недостижении взаимоприемлемого решения об изменении условий договора вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство).

Агентством в целях определения единого подхода кредиторами к урегулированию просроченной задолженности граждан определены основные случаи, при которых заемщик вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в условия договора:

  • регистрация заемщика в качестве безработного в органах занятости;
  • изменение социального статуса заемщика, а именно отнесение к социально уязвимым слоям населения, а равно получение статуса СУСН совместно проживающего близкого родственника, супруга (супруги) заемщика, повлиявшее на снижение среднемесячного дохода;
  • временная нетрудоспособность заемщика (более 3 месяцев), связанная с болезнью;
  • выход заемщика в отпуск по уходу за ребенком;
  • призыв заемщика на срочную военную службу;
  • семейные обстоятельства, связанные с болезнью (из числа социально значимых заболеваний) близких родственников, супруга (супруги) заемщика либо смертью;
  • обстоятельства, нанесшие заемщику материальный ущерб (кража, пожар, и т. д.).
Читайте также
Будьте осторожны, если вас вовлекают в финансовую пирамиду

Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен в зависимости от ситуации, повлиявшей на вашу возможность исполнять обязательства по договору на действующих условиях.

Вы должны предоставить кредитору информацию о текущем финансовом и социальном положении, документально подтвердить факт снижения либо отсутствия доходов, позволяющих исполнять обязательства по договору. 

Дополнительно банкам дано поручение о необходимости в обязательном порядке принятия соответствующих мер в целях урегулирования просроченной задолженности клиентов банка по выданным кредитам. Так, кредиторам необходимо:

  • до обращения взыскания задолженности в судебном порядке в обязательном порядке проводить процедуру урегулирования задолженности;
  • привести внутренние нормативные документы, регламентирующие порядок урегулирования просроченной задолженности, в соответствие требованиям законодательства;
  • обеспечить выделение отдельной горячей линии на звонки заемщиков для предоставления консультаций по вопросам урегулирования проблемной задолженности.

В случае, если кредитор не провел работу с должником по урегулированию проблемной задолженности и обратился с иском в суд для взыскания задолженности, то суд автоматически вернет такой иск без рассмотрения, поскольку порядок досудебного урегулирования не был соблюден.

Читайте также
Вниманию заёмщиков: почему долги по кредитам не исчезнут сами собой

Если вам не удалось достичь согласия с кредитором, то вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. При этом обязательно нужно предоставить подтверждение своего обращения в банк и недостижения взаимоприемлемого решения.

Отметим, что Агентство намерено популяризировать широкое применение альтернативных институтов досудебного, внесудебного урегулирования споров и разработать алгоритм действий для субъектов финансового рынка. Разъяснительная работа с кредитными организациями и коллекторскими агентствами об обязательной процедуре досудебного и внесудебного порядка урегулирования спора проводится финрегулятором в рамках заключенного между Агентством и Верховным судом Меморандума о сотрудничестве, приоритетной целью которого является усиление защиты прав заемщиков.Так, с апреля 2022 года Агентством проводятся онлайн-встречи с региональными представителями банков, ООМФД, частными судебными исполнителями, нотариальной палаты, областных судов и профессиональными медиаторами для обсуждения вопросов применения единого правового режима по урегулированию проблемной задолженности заемщиков и роли профессиональных медиаторов в урегулировании споров между заемщиками и кредитными организациями.

Вопрос: Что делать, если мои персональные данные были по неосторожности переданы третьим лицам, как можно проверить, не оформили ли мошенники кредит на моей имя?

Ответ: Узнать о таком кредите можно самостоятельно в своем персональном кредитном отчете, в котором содержится полная информация о вашей кредитной истории.

Читайте также
Банковская ячейка, эскроу-счёт и аккредитив: что это такое и как ими пользоваться

Его нужно проверять всем на периодической основе, даже если сейчас у вас нет кредитов, или вы их никогда не брали. Отслеживание своей кредитной истории – это своего рода страховка от мошенников.

В соответствии с законодательством вы имеете право получить свою полную кредитную историю один раз в год бесплатно.

Запросить персональный кредитный отчет можно в кредитных бюро:

  • в Государственном кредитном бюро (ГКБ)  – посредством обращения через сайт id.mkb.kz. Персональный кредитный отчет предоставляется ГКБ бесплатно и без ограничений количества выдаваемых отчетов.
  • в Первом кредитном бюро (ПКБ) – посредством порталов www.1cb.kz, электронного правительства www.egov.kz, а также в центрах обслуживания населения (ЦОН) по месту жительства или в отделениях АО "Казпочта".

Кредитная история хранится в течение 5 лет после даты получения последней информации. Обновление информации осуществляется только банками и другими кредитными организациями, в которых у вас были займы.

Поставщики информации обязаны информировать кредитное бюро в течение 15 рабочих дней с даты изменения или получения любых данных в кредитной истории. Коллекторские агентства – в течение 30 календарных дней.

В целях защиты прав потребителей финансовых услуг и улучшения кредитной истории заемщиков в апреле 2022 года Агентством совместно с ПКБ запущен дистанционный процесс оспаривания информации в кредитной истории на сайте Fingramota.kz.

Оспорить информацию, содержащуюся в персональном кредитном отчете, можно:

  • при обнаружении в кредитной истории текущей просрочки по погашенному платежу;
  • при наличии задолженности по закрытому договору;
  • при оформлении на заявителя кредита мошенническим путем;
  • если в кредитном отчете заявитель увидел запрос на получение кредитной истории организацией, которой он не давал согласие;
  • при отображении некорректной информации персональных данных; при отсутствии статуса "реабилитирован" по кредитным контрактам, соответствующим требованиям правил реабилитации.
Читайте также
Как мошенники пользуются доверчивостью предпринимателей

Услуга по оспариванию некорректной информации, отраженной в кредитной истории, предоставляется бесплатно, в режиме онлайн.

Вопрос: Узнал о действующем кредите от микрофинансовой организации, при этом никакой микрозаймне оформлял. Как быть в этой ситуации? Что необходимо предпринять?  

Ответ: При оформлении микрокредитов электронным способом организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, для идентификации и аутентификации клиента используются следующие способы:

  1. электронная цифровая подпись клиента;
  2. биометрическая идентификация клиента посредством использования услуг "Центра обмена идентификационными данными" (ЦОИД) на базе Казахстанского центра межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан;
  3. двухфакторная аутентификация клиента.

Если удостоверение личности было утеряно или украдено, необходимо обратиться в ЦОН по месту жительства и в ближайшее отделение полиции. Обязательно возьмите справку об утере документов с указанием даты. В случае мошенничества с документами, удостоверяющими личность, эта справка станет вашим главным доказательством, что микрокредит или банковский заем брали не вы.

Читайте также
Сбережения, накопления и инвестиции: почему не стоит поддаваться эмоциям

Обязательно изучите свой персональный кредитный отчет, если в нем вы обнаружите действующий кредит, который не оформляли, то вам необходимо написать заявление в кредитную организацию, в которой он оформлен.

В заявлении укажите, что вы не заключали договор и не получали денег. Подчеркните, что подпись в договоре подделана, либо идентификация пройдена не вами, запросите у кредитной организации копии договора, приложений к нему, а также реквизиты счета, на который переведены деньги. Уточните данные сотрудника, выдавшего кредит и оформлявшего договор.

В этом же заявлении потребуйте провести внутреннее расследование и прекратить требовать у вас долг по договору, который вы не заключали.

В процессе расследования эксперты изучат записи с видеокамер в офисе, сканы документов к договору, телефонные записи и т.д.

В случае, если кредит был оформлен в кредитоматах, то записи с установленных в них видеокамер помогут идентифицировать получателя. Также будет назначена почерковедческая экспертиза, которая установит, что в договоре займа не подпись получателя. Выявить онлайн-мошенничество сложнее и займет больше времени. Но это тоже возможно.

В случае отказа кредитной организации в предоставлении документов, вы можете податьзаявление в Агентство.

Читайте также
Ипотека: брать или не брать?

Если кредитная организация не найдет доказательств того, что деньги по вашим персональным данным получили мошенники, необходимо подать иск в суд по месту жительства о признании сделки недействительной. Обязательно приложите все имеющиеся документы.

В случае решения суда в вашу пользу, кредитор прекратит требовать с вас оплату долга, направит в кредитное бюро письмо об исключении информации по "чужому" займу из вашей кредитной истории.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, Агентство рассматривает только официальные обращения? А как их можно подать?

Ответ: Если вы считаете, что банк, страховая организация, организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность, брокерская или управляющая компания нарушили ваши права, если вы не достигли согласия с кредитором, если вам навязывают дополнительные услуги, то обращайтесь в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Официальные обращения вы можете направить:

  • письменно – по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д. 21;
  • посредством портала электронного правительства Egov.kz;
  • через Управления региональных представителей – по территориальной принадлежности. Со списком территориальных управлений можно ознакомиться на сайте Агентства.
Читайте также
Как получить отсрочку по кредиту

На основании вашего обращения будет инициирована документальная проверка в отношении кредитной организации, и после завершения проверочных мероприятий Агентство предоставит оценку действий финансовой или микрофинансовой организации.

Для получения консультаций по вопросам защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, разъяснений норм действующего законодательства в банковской, страховой, пенсионной сферах, в области рынка ценных бумаг, а также в вопросах, связанных с деятельностью организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, и коллекторских агентств, вы можете обратиться в Агентство:

- посредством Call-центра по короткому номеру: 1459. Время работы: в будние дни с 10.00 по 17.00 часов, обеденный перерыв – с 13.00 до 14.30 часов;

 - через мобильное приложение "Fingramota Online", котороеможно скачать по ссылкам: в AppStore, в PlayMarket. Кроме того, доступна веб-версия мобильного приложения: http://online.fingramota.kz/ru.

Также в Агентстве проводится прием граждан как офлайн, так и онлайн – посредством аудиоконференцсвязи, на еженедельной основе: во вторник и в пятницу с 10:00-13:00 часов.

Читайте также
Почему некоторые мобильные приложения опасно хранить в гаджетах

Для записи необходимо направить на электронный адрес: Yermek.Utemisov@finreg.kz следующие данные: ФИО, ИИН, контактные данные, полное наименование организации, краткое описание обращения и обязательно указать тему "Запись на прием".

Обращение пишется в произвольной форме и как можно более подробно. В обращении обязательно укажите контактные данные: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес или адрес электронной почты, на который вы хотите получить ответ, номер телефона и желательно ИИН.

Чем больше деталей вы сообщите, тем быстрее сотрудники Агентства вам смогут помочь. Постарайтесь максимально четко и последовательно изложить суть проблемы, сохраняя хронологию событий: укажите все значимые даты, события и имена сотрудников организаций, с которыми вы взаимодействовали.

Укажите все данные и реквизиты, которые могут относиться к содержанию жалобы. Например, номер договора и дату его заключения, номер страхового полиса и реквизиты водительского удостоверения — в жалобе по вопросам автострахования.

К обращению можно приложить:копии переписки с организацией, на которую вы жалуетесь, или с ее представителями, включая переписку по электронной почте;копии любых документов и материалов, подтверждающих обоснованность жалобы и изложенные в ней сведения.

Заявление необходимо заверить личной подписью или электронной цифровой подписью.

Никогда не направляйте вышеуказанные сведения посредством мессенджеров, социальных сетей и других незащищенных каналов связи, потому что данной информацией могут воспользоваться финансовые мошенники.

Источник: fingramota.kz

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером