Что делать потребителям финансовых услуг, если их права нарушены

2431 просмотров
0
FinGramota
Суббота, 21 Мая 2022, 14:30

Ответы на часто задаваемые вопросы

В ходе прямого эфира с участием Александра ТЕРЕНТЬЕВА, директора Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, поступило множество вопросов пользователей о том, как поступить и куда обращаться, в случае возникновения просрочки по банковским займам или микрокредитам, как проверить, не оформлен ли на вас подставной кредит,а также каким образом можно обратиться с заявлением в финансовый регулятор или записаться на прием к руководству Агентства.

Читайте также
Охота на живца: три кейса по финансовому мошенничеству

Вопрос: По моему кредиту возникла просроченная задолженность. Что делать и куда обращаться?

Ответ: В мае 2021 года внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, согласно которым с 1 октября 2021 года в Казахстане действует единый правовой режим урегулирования кредитными организациями проблемной задолженности заемщиков – физических лиц. Так, кредиторы обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке по кредитам в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении банки и организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность (далее –ООМФД), должны проинформировать граждан о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, рассказать им об их праве обратиться к ним и последствиях невыполнения своих кредитных обязательств.

Если у вас есть просроченная задолженность по кредиту, вам необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в банк или ООМФД для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре.

В своем заявлении необходимо указать:

  • причину неисполнения своих обязательств. Важно иметь на руках документы, подтверждающие возникшие у вас сложности;
  • свои варианты по исполнению обязательств. Вы можете предложить, к примеру: изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения, отсрочку платежа, изменение срока действия договора, метода погашения, создание нового графика платежа, с учетом своего финансового положения или самостоятельную реализацию залогового имущества.
Читайте также
Как защитить свою жизнь, здоровье и имущество

Кредитор должен ваше заявление принять, зарегистрировать, рассмотреть и в течение 15 календарных дней предоставить ответ:

  • согласиться, принимая предложенные вами изменения в условия договора;
  • предоставить свои предложения по изменению условий договора;
  • отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.

Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения кредитором.

При недостижении взаимоприемлемого решения об изменении условий договора вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство).

Агентством в целях определения единого подхода кредиторами к урегулированию просроченной задолженности граждан определены основные случаи, при которых заемщик вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в условия договора:

  • регистрация заемщика в качестве безработного в органах занятости;
  • изменение социального статуса заемщика, а именно отнесение к социально уязвимым слоям населения, а равно получение статуса СУСН совместно проживающего близкого родственника, супруга (супруги) заемщика, повлиявшее на снижение среднемесячного дохода;
  • временная нетрудоспособность заемщика (более 3 месяцев), связанная с болезнью;
  • выход заемщика в отпуск по уходу за ребенком;
  • призыв заемщика на срочную военную службу;
  • семейные обстоятельства, связанные с болезнью (из числа социально значимых заболеваний) близких родственников, супруга (супруги) заемщика либо смертью;
  • обстоятельства, нанесшие заемщику материальный ущерб (кража, пожар, и т. д.).
Читайте также
Будьте осторожны, если вас вовлекают в финансовую пирамиду

Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен в зависимости от ситуации, повлиявшей на вашу возможность исполнять обязательства по договору на действующих условиях.

Вы должны предоставить кредитору информацию о текущем финансовом и социальном положении, документально подтвердить факт снижения либо отсутствия доходов, позволяющих исполнять обязательства по договору. 

Дополнительно банкам дано поручение о необходимости в обязательном порядке принятия соответствующих мер в целях урегулирования просроченной задолженности клиентов банка по выданным кредитам. Так, кредиторам необходимо:

  • до обращения взыскания задолженности в судебном порядке в обязательном порядке проводить процедуру урегулирования задолженности;
  • привести внутренние нормативные документы, регламентирующие порядок урегулирования просроченной задолженности, в соответствие требованиям законодательства;
  • обеспечить выделение отдельной горячей линии на звонки заемщиков для предоставления консультаций по вопросам урегулирования проблемной задолженности.

В случае, если кредитор не провел работу с должником по урегулированию проблемной задолженности и обратился с иском в суд для взыскания задолженности, то суд автоматически вернет такой иск без рассмотрения, поскольку порядок досудебного урегулирования не был соблюден.

Читайте также
Вниманию заёмщиков: почему долги по кредитам не исчезнут сами собой

Если вам не удалось достичь согласия с кредитором, то вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. При этом обязательно нужно предоставить подтверждение своего обращения в банк и недостижения взаимоприемлемого решения.

Отметим, что Агентство намерено популяризировать широкое применение альтернативных институтов досудебного, внесудебного урегулирования споров и разработать алгоритм действий для субъектов финансового рынка. Разъяснительная работа с кредитными организациями и коллекторскими агентствами об обязательной процедуре досудебного и внесудебного порядка урегулирования спора проводится финрегулятором в рамках заключенного между Агентством и Верховным судом Меморандума о сотрудничестве, приоритетной целью которого является усиление защиты прав заемщиков.Так, с апреля 2022 года Агентством проводятся онлайн-встречи с региональными представителями банков, ООМФД, частными судебными исполнителями, нотариальной палаты, областных судов и профессиональными медиаторами для обсуждения вопросов применения единого правового режима по урегулированию проблемной задолженности заемщиков и роли профессиональных медиаторов в урегулировании споров между заемщиками и кредитными организациями.

Вопрос: Что делать, если мои персональные данные были по неосторожности переданы третьим лицам, как можно проверить, не оформили ли мошенники кредит на моей имя?

Ответ: Узнать о таком кредите можно самостоятельно в своем персональном кредитном отчете, в котором содержится полная информация о вашей кредитной истории.

Читайте также
Банковская ячейка, эскроу-счёт и аккредитив: что это такое и как ими пользоваться

Его нужно проверять всем на периодической основе, даже если сейчас у вас нет кредитов, или вы их никогда не брали. Отслеживание своей кредитной истории – это своего рода страховка от мошенников.

В соответствии с законодательством вы имеете право получить свою полную кредитную историю один раз в год бесплатно.

Запросить персональный кредитный отчет можно в кредитных бюро:

  • в Государственном кредитном бюро (ГКБ)  – посредством обращения через сайт id.mkb.kz. Персональный кредитный отчет предоставляется ГКБ бесплатно и без ограничений количества выдаваемых отчетов.
  • в Первом кредитном бюро (ПКБ) – посредством порталов www.1cb.kz, электронного правительства www.egov.kz, а также в центрах обслуживания населения (ЦОН) по месту жительства или в отделениях АО "Казпочта".

Кредитная история хранится в течение 5 лет после даты получения последней информации. Обновление информации осуществляется только банками и другими кредитными организациями, в которых у вас были займы.

Поставщики информации обязаны информировать кредитное бюро в течение 15 рабочих дней с даты изменения или получения любых данных в кредитной истории. Коллекторские агентства – в течение 30 календарных дней.

В целях защиты прав потребителей финансовых услуг и улучшения кредитной истории заемщиков в апреле 2022 года Агентством совместно с ПКБ запущен дистанционный процесс оспаривания информации в кредитной истории на сайте Fingramota.kz.

Оспорить информацию, содержащуюся в персональном кредитном отчете, можно:

  • при обнаружении в кредитной истории текущей просрочки по погашенному платежу;
  • при наличии задолженности по закрытому договору;
  • при оформлении на заявителя кредита мошенническим путем;
  • если в кредитном отчете заявитель увидел запрос на получение кредитной истории организацией, которой он не давал согласие;
  • при отображении некорректной информации персональных данных; при отсутствии статуса "реабилитирован" по кредитным контрактам, соответствующим требованиям правил реабилитации.
Читайте также
Как мошенники пользуются доверчивостью предпринимателей

Услуга по оспариванию некорректной информации, отраженной в кредитной истории, предоставляется бесплатно, в режиме онлайн.

Вопрос: Узнал о действующем кредите от микрофинансовой организации, при этом никакой микрозаймне оформлял. Как быть в этой ситуации? Что необходимо предпринять?  

Ответ: При оформлении микрокредитов электронным способом организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, для идентификации и аутентификации клиента используются следующие способы:

  1. электронная цифровая подпись клиента;
  2. биометрическая идентификация клиента посредством использования услуг "Центра обмена идентификационными данными" (ЦОИД) на базе Казахстанского центра межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан;
  3. двухфакторная аутентификация клиента.

Если удостоверение личности было утеряно или украдено, необходимо обратиться в ЦОН по месту жительства и в ближайшее отделение полиции. Обязательно возьмите справку об утере документов с указанием даты. В случае мошенничества с документами, удостоверяющими личность, эта справка станет вашим главным доказательством, что микрокредит или банковский заем брали не вы.

Читайте также
Сбережения, накопления и инвестиции: почему не стоит поддаваться эмоциям

Обязательно изучите свой персональный кредитный отчет, если в нем вы обнаружите действующий кредит, который не оформляли, то вам необходимо написать заявление в кредитную организацию, в которой он оформлен.

В заявлении укажите, что вы не заключали договор и не получали денег. Подчеркните, что подпись в договоре подделана, либо идентификация пройдена не вами, запросите у кредитной организации копии договора, приложений к нему, а также реквизиты счета, на который переведены деньги. Уточните данные сотрудника, выдавшего кредит и оформлявшего договор.

В этом же заявлении потребуйте провести внутреннее расследование и прекратить требовать у вас долг по договору, который вы не заключали.

В процессе расследования эксперты изучат записи с видеокамер в офисе, сканы документов к договору, телефонные записи и т.д.

В случае, если кредит был оформлен в кредитоматах, то записи с установленных в них видеокамер помогут идентифицировать получателя. Также будет назначена почерковедческая экспертиза, которая установит, что в договоре займа не подпись получателя. Выявить онлайн-мошенничество сложнее и займет больше времени. Но это тоже возможно.

В случае отказа кредитной организации в предоставлении документов, вы можете податьзаявление в Агентство.

Читайте также
Ипотека: брать или не брать?

Если кредитная организация не найдет доказательств того, что деньги по вашим персональным данным получили мошенники, необходимо подать иск в суд по месту жительства о признании сделки недействительной. Обязательно приложите все имеющиеся документы.

В случае решения суда в вашу пользу, кредитор прекратит требовать с вас оплату долга, направит в кредитное бюро письмо об исключении информации по "чужому" займу из вашей кредитной истории.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, Агентство рассматривает только официальные обращения? А как их можно подать?

Ответ: Если вы считаете, что банк, страховая организация, организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность, брокерская или управляющая компания нарушили ваши права, если вы не достигли согласия с кредитором, если вам навязывают дополнительные услуги, то обращайтесь в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Официальные обращения вы можете направить:

  • письменно – по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д. 21;
  • посредством портала электронного правительства Egov.kz;
  • через Управления региональных представителей – по территориальной принадлежности. Со списком территориальных управлений можно ознакомиться на сайте Агентства.
Читайте также
Как получить отсрочку по кредиту

На основании вашего обращения будет инициирована документальная проверка в отношении кредитной организации, и после завершения проверочных мероприятий Агентство предоставит оценку действий финансовой или микрофинансовой организации.

Для получения консультаций по вопросам защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, разъяснений норм действующего законодательства в банковской, страховой, пенсионной сферах, в области рынка ценных бумаг, а также в вопросах, связанных с деятельностью организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, и коллекторских агентств, вы можете обратиться в Агентство:

- посредством Call-центра по короткому номеру: 1459. Время работы: в будние дни с 10.00 по 17.00 часов, обеденный перерыв – с 13.00 до 14.30 часов;

 - через мобильное приложение "Fingramota Online", котороеможно скачать по ссылкам: в AppStore, в PlayMarket. Кроме того, доступна веб-версия мобильного приложения: http://online.fingramota.kz/ru.

Также в Агентстве проводится прием граждан как офлайн, так и онлайн – посредством аудиоконференцсвязи, на еженедельной основе: во вторник и в пятницу с 10:00-13:00 часов.

Читайте также
Почему некоторые мобильные приложения опасно хранить в гаджетах

Для записи необходимо направить на электронный адрес: Yermek.Utemisov@finreg.kz следующие данные: ФИО, ИИН, контактные данные, полное наименование организации, краткое описание обращения и обязательно указать тему "Запись на прием".

Обращение пишется в произвольной форме и как можно более подробно. В обращении обязательно укажите контактные данные: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес или адрес электронной почты, на который вы хотите получить ответ, номер телефона и желательно ИИН.

Чем больше деталей вы сообщите, тем быстрее сотрудники Агентства вам смогут помочь. Постарайтесь максимально четко и последовательно изложить суть проблемы, сохраняя хронологию событий: укажите все значимые даты, события и имена сотрудников организаций, с которыми вы взаимодействовали.

Укажите все данные и реквизиты, которые могут относиться к содержанию жалобы. Например, номер договора и дату его заключения, номер страхового полиса и реквизиты водительского удостоверения — в жалобе по вопросам автострахования.

К обращению можно приложить:копии переписки с организацией, на которую вы жалуетесь, или с ее представителями, включая переписку по электронной почте;копии любых документов и материалов, подтверждающих обоснованность жалобы и изложенные в ней сведения.

Заявление необходимо заверить личной подписью или электронной цифровой подписью.

Никогда не направляйте вышеуказанные сведения посредством мессенджеров, социальных сетей и других незащищенных каналов связи, потому что данной информацией могут воспользоваться финансовые мошенники.

Источник: fingramota.kz

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Из-за чего вертолёт минобороны совершил “жёсткую посадку” в Актюбинской области
Ремонтные предприятия продолжают срывать сроки ремонта военной техники российского производства из-за войны в Украине
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Суд не дал бывшему топ-менеджеру QazaqGaz заработать ещё 63 млн тенге
Бахтияр Избасаров рассчитывал на выплату бонусов по итогам отработанных лет
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Про "ужасную" еду в Америке
Американский общепит - давно food court лучших шеф-поваров мира, считающих за честь иметь свою локацию на американском рынке
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Первого избранного народом сельского акима всё-таки уволили
Жители Торт-Кудукского сельского округа написали письмо в защиту своего акима президенту, аким Экибастуза посоветовал ему избираться заново
Сергей Агафонов: Нацпроект – это событие с "долгоиграющим" эффектом
Разработчики обещают чуть ли не революцию и полнейшую модернизацию двух ведущих отраслей экономики
В Усть-Каменогорске тысячи человек остались без отопления
Ситуацию спасает установившаяся тёплая погода
Уральский государственный медколледж собираются продать частникам
Сейчас он находится в доверительном управлении
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.