Вымогательство и дача взяток остаются обыденной необходимостью на таможне
Принял участие в работе Государственной комиссии по вопросам противодействия коррупции, где доложил о мерах по противодействию коррупции в таможенной сфере.
Офисом бизнес-омбудсмена и Национальной палатой предпринимателей РК "Атамекен" на регулярной основе проводится анализ состояния коррупционных проявлений во всех сферах экономики, в том числе и в таможенной.
Коррупция в таможне является, пожалуй, главным фактором контрабанды и недостоверного декларирования товаров, а также роста теневого оборота во внешней торговле.
Вымогательство и дача взяток продолжают оставаться обыденной необходимостью на таможне.
Так, последний проведенный Национальной палатой анонимный опрос показал следующее:
1. При пересечении границ с коррупцией сталкиваются 90% участников ВЭД.
2. Львиную долю взяток уплачивают таможенникам (45%).
3. Самым коррумпированным остается автомобильный вид транспорта (72%).
4. Коррупции подвержены все виды перемещений (импорт, экспорт, транзит).
5. Самыми коррумпированными остаются пересечение казахстанско-китайской (31%) и казахстанско-узбекской (49%) границ.
6. Взятки на таможне платят: за освобождение товаров от досмотра (50%) и проверки документов по стоимости, весу и классификации товаров (28%), изменение веса (17%) и др.
7. 50% всех взяток составляют суммы до 300 долл. США.
О коррупции свидетельствуют также итоги международного мониторинга, проведенного в 2020 году по поручению Национальных комитетов по упрощению торговли стран Центральной Азии по основным транспортным коридорам скоропортящихся сельскохозяйственных грузов.
Результаты данного исследования показали, что больше всего времени и денег при прохождении грузов через территории стран Центральной Азии предприниматели тратят в Казахстане. Наиболее часто взятки берут в казахстанских пунктах пропуска и сумма взяток самая высокая в пунктах пропуска тоже в Казахстане.
Выявление признаков коррупции производится в результате проведения сравнительного анализа статистических данных внешней торговли и экспертных исследований.
Следует признать, что в данном вопросе наши подходы и Комитета государственных доходов существенно разнятся.
Анализ экспертов Национальной палаты показал, что если общее расхождение "зеркальной" статистики имеет четкий тренд на снижение, то в отношении анализируемых групп товаров тренд на снижение прослеживается гораздо хуже. Таким образом, общее снижение расхождения "зеркальной" статистики с КНР не влияет прямо пропорционально на снижение теневого импорта в торговле с КНР.
В этой связи, в целях выработки действительно эффективных мер регулирования внешней торговли необходимо глубже рассматривать динамику расхождений по товарам риска. Необходимо наконец, отойти от "авральных" методов решения проблем к более системным.
В свою очередь, Национальной палатой разработан ряд предложений в части совершенствования таможенного администрирования.
Также Национальной палатой совместно с АФМ и другими госорганами проработаны пункты мероприятий проекта Комплексного плана по противодействию теневой экономике на 2021-2023 годы, где согласовано 67 пунктов, из которых 17 по вопросам таможенного регулирования.
В частности, предполагается в статье 234 УК вместо понятия "экономическая контрабанда" ввести "Контрабанда запрещенных и ограниченных к перемещению товаров", где оставить исключительно "черную контрабанду", отделив от нее "серую", когда незапрещенные товары ввозятся с нарушением установленных процедур, в том числе с недостоверным декларированием.
"Серую контрабанду" предлагается перевести в состав статьи 236 УК "Уклонение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин", где штрафы необходимо "привязать" к финансовому ущербу, т.е. к стоимости неуплаченных таможенных пошлин, исключив при этом санкции в виде конфискации.
Целью изменений является не попытка увести от ответственности недобросовестных предпринимателей-нарушителей, а наоборот, установить для них более жесткую финансовую ответственность за факты недостоверного декларирования товаров народного потребления, которые совершаются гораздо больше и чаще, чем факты "черной контрабанды" запрещенных предметов.
Кроме того, для государственных органов отпадет проблема в долгосрочном хранении и реализации вещественных доказательств "серой контрабанды", которые вместо конфискации будут сразу вводиться в оборот без участия государства, но с уплатой таможенных платежей и налогов в бюджет.
Надеюсь, что предложенные меры Национальной палатой для снижения объемов теневого импорта и уровня коррупции в таможенных органах, а также предложения о комплексном подходе к вопросу совершенствования уголовного и административного законодательства в таможенной сфере, будут поддержаны.
Рустам Журсунов - Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.
Источник: страница Рустама Журсунова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: Руслан Кривобок/РИА Новости.