Чем женщина отличается от человека

2970 просмотров
0
Ольга МАЛЫШЕВА
Воскресенье, 20 Авг 2017, 18:30

Почему современный театр не может позволить себе существовать вне времени

На снимке: сцена из спектакля "Горе от ума" в постановке Гульназ Балпеисовой.

Читайте также
Почему казахские девушки мечтают стать токалками

У меня в закладках браузера вот уже четвертый год лежит колонка режиссера Кирилла СЕРЕБРЕННИКОВА на «Снобе», озаглавленная «Современный театр похож на Фейсбук».

Я ее временами перечитываю и все еще не могу определиться, за он был или против того, чтобы театр был похож на Фейсбук. Впрочем, согласно взглядам Серебренникова, эта колонка уже не имеет никакого смысла, потому как новостная лента непрерывна, не вечна и имеет особенность устаревать и забываться. И уже не так глобальна тенденция к упрощению, о которой писал автор, а напротив, как высказался под этим текстом продюсер Александр ПОПОВ, настало время и для трактовок, и для интерпретаций.

Оба мнения роднит вот что: театр не может существовать без подтекста времени. И это именно то, о чем я в первую очередь сама говорю молодым режиссерам и актерам, когда они просят оценить их первые шаги.

Причем тут авиабилеты

Ближайший пример: выпускной перформанс актерской студии при арт-убежище «Бункер».

Это – первые числа августа, самый пик обсуждений рекламы со стюардессами, у которых «пилотки под пилотками» (заметьте, в подтверждение тезисов из первых абзацев: скандал уже почти сошел на нет, хотя и пары недели не прошло).

Перформанс называется «We men» - тут и игра слов, и два силуэта в юбках на афише. Я заранее обрадовалась конъюнктуре. Вообще в моем мире у слова «конъюнктура» нет негативного оттенка, особенно когда идет речь о драматургии. Мы такие закормленные «вечными» ценностями, что любая актуализация – как дар.

Так вот, «We men». Восемь студийцев, восемь монологов. И все они, в той или иной степени – об угнетении женщин мужчинами. Точнее даже не так: они пропагандируют угнетение женщин мужчинами. Вот, к примеру, Артур АСЛАНЯН начинает монолог: «Я бью женщин!». Или Юлия АЛИТКИНА, как анекдот, рассказывает, как погано ей живется с мужем-алкашом, но она терпит. И при этом зал хохочет, аж покатывается.

«Вишенкой» стал выход Никиты БУРСАКОВА, который зачитал отрывок из книги «Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека» Александра НИКОНОВА. И то, что скандалисту Никонову могли простить в 2005-м, студийцу Бурсакову в 2017-м простить уже невозможно – благо, аудитория перформанса в «Бункере» всего-то человек тридцать, и там только один голос из зала крикнул: «Почему вы смеетесь? Разве это смешно?».

В своей книге, если кому-то читать не захочется (и я его понимаю) Никонов, к примеру, предлагает радетелей и радетельниц за равноправие полов «взять за уши – да мордой об колено».

После перформанса я спросила студийцев, уверены ли они, что именно такое содержание они хотят транслировать публике. Все неуверенно, но закивали, но показалось, что вопроса не поняли. Экстремизм и осадок остались.

Читайте также
Куда потратить миллиард?

Один за всех

Разрыв между реальностью и тем, что происходит на сцене, сильнее всего в государственных театрах, для которых в плане административного, творческого и хозяйственного устройств практически ничего не поменялось за последние …цать лет.

В той же реплике, о которой я писала в начале, Александр Попов отмечает, что в России в девяностые годы театр выпал из социального контекста, и связь между театром и зрителем нарушилась. Ненадолго, меньше, чем на десять лет, но этот период стал катастрофическим, последствия приходится разгребать до сих пор, когда она уже снова наладилась.

У нас в большинстве театров разрыв затянулся, во многих – продолжается до сих пор. Что такое контекст времени, огромный пласт режиссеров все еще не понимает, выбирая к постановке материал в лучшем случае тридцатилетней давности, в худшем – штампуя «классические» буржуазные костюмные драмы (комедии).

А вот, к примеру, заезжий молодой постановщик Гульназ БАЛПЕИСОВА (на снимке) поставила в театре ЛЕРМОНТОВА «Горе от ума».

По всем канонам – спектакль традиционный. Но та сцена, где ЧАЦКИЙ в исполнении Романа ЖУКОВА читает монолог «А судьи кто?» по количеству обращений к контексту времени и места опережает все спектакли в репертуаре лермонтовского вместе взятые.

В этом смысле Балпеисова сама как Чацкий, она, впрочем, об этом и говорить не стесняется. Жаль, ГРИБОЕДОВ не рассказывает, как там ФАМУСОВЫ жили после отъезда Чацкого. Вдруг уже была бы полезная модель поведения.

Чтобы что?

Еще более странно, когда молодые театралы не стремятся к актуализации, хотя это делают их педагоги и старшие коллеги – те, кому не стыдно подражать и у кого стоит учиться.

Актер и режиссер Кубанычбек АДЫЛОВ (на снимке), который в новом сезоне представит собственную новую театральную команду, готовит спектакль под названием «Говно» по пьесе «Геркулес и Авгиевы конюшни» Фридриха ДЮРРЕНМАТТА.

Читайте также
Когда театр начинается с пеленок

И хотя тексту уже за шестьдесят, история о нищем герое, прозябающем в бюрократическом дерьме (в прямом смысле этого слова), прямо как будто подсмотрена в соседнем дворе.

Спектакль Адылова обещает быть политичным и смелым, а особенно интересен он оттого, что ставится на казахском языке.

Вместе с тем, юные коллеги Кубанычбека Адылова по Немецкому театру, студенты худрука театра Наташи ДУБС, активно участвующие в постановках, основали собственную театральную лабораторию. Она теперь называется OPEN Theater, и у команды в прошлом сезоне были две камерные премьеры.

Молодые артисты поставили пьесу «Называй меня Питер» немецкого драматурга Яна ФРИДРИХА о мальчике, который решил стать Питером Пеном, и известную всем «Дорогую Елену Сергеевну» Людмилы РАЗУМОВСКОЙ о школьниках 80-х годов.

Эти истории не про них, двадцати-двадцатипятилетних алматинцев. И не про их зрителей. В них нет никаких знакомых проблем и характеров, которые им можно ассоциировать с собой и собственным опытом. И на вопрос: «Вы это ставили, чтобы что?» – они ответить не могут. Ставили, чтобы поставить.

Современный театр – это в первую очередь дискуссия и диалог. Не иметь гражданской позиции и не выражать ее творчески для тех, кто делает современный театр, все равно, что зарегистрироваться в Фейсбуке, чтобы постить там котиков, открыточки и результаты тестов «Кем я был в прошлой жизни». Вроде бы не преступление, нет. Но кому вы в этом случае будете интересны?

Как говорят у нас в интернетах, сейчас бы в 2к17 не обращать внимание на то, что происходит.

Фото: Василиса Суханова, Сергей Пятаков (sputniknews.kz), diapazon.kz, yvision.kz, Марина Константинова и Василиса Суханова (time.kz), страница VK Арт-убежища BUNKER.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Из-за чего вертолёт минобороны совершил “жёсткую посадку” в Актюбинской области
Ремонтные предприятия продолжают срывать сроки ремонта военной техники российского производства из-за войны в Украине
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Суд не дал бывшему топ-менеджеру QazaqGaz заработать ещё 63 млн тенге
Бахтияр Избасаров рассчитывал на выплату бонусов по итогам отработанных лет
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
"Зверь" и Илон
Не пришло ли время президенту Америки пересесть на Tesla?
Жертвы Турксиба: сколько человек погибло при строительстве легендарной магистрали
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Первого избранного народом сельского акима всё-таки уволили
Жители Торт-Кудукского сельского округа написали письмо в защиту своего акима президенту, аким Экибастуза посоветовал ему избираться заново
Сергей Агафонов: Нацпроект – это событие с "долгоиграющим" эффектом
Разработчики обещают чуть ли не революцию и полнейшую модернизацию двух ведущих отраслей экономики
После ухода Даниала Ахметова в Семее начался передел сфер влияния
Суд расторг договор доверительного управления культурно-спортивным комплексом "Арена " в районе Карагайлы
Пожар в хостеле с 13 погибшими: владельцы здания не признают своей вины за случившееся
Представителя компании-владельца обвинили во лжи
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.