Турецкий президент Тайип Реджеп Эрдоган не исключает членства своей страны в Шанхайской организации сотрудничества
На снимке: Тайип Реджеп Эрдоган.
* Растает ли лёд между Анкарой и Ташкентом
* Первая скрипка ШОС
* Дипломатические горки Турции и Китая
Разочаровавшись в западном направлении внешней политики своей страны, президент Турции Реджеп Тайип ЭРДОГАН все больше поворачивается на восток (или делает вид, что поворачивается), намекая на появление нового геополитического триумвирата в лице России, Турции и Китая.
Растает ли лёд между Анкарой и Ташкентом
Отношения Анкары с США и ЕС сейчас трудно назвать партнерскими. Взаимные обвинения, как стрелы, летят с обеих сторон. На днях президент Турции снова выступил с критикой в адрес США по поводу американской политики в Сирии, а также из-за затягивания Вашингтоном вопроса о выдаче Анкаре проповедника Фетхуллаха ГЮЛЕНА.
В это время ЕС, и особенно Германия, ставят под сомнение актуальность дальнейших переговоров с Турцией о ее вступлении в Европейский союз на фоне массовых арестов (в частности, журналистов) в этой стране после попытки военного переворота. Также Эрдогану предложили выбирать между возобновлением этих переговоров с ЕС и его желанием восстановить смертную казнь. В ответ, как сообщила 20 января газета «Sabah», президент Турции заявил: «Кто-то, может, будет критиковать, но я скажу свое мнение. Например, почему бы Турции не стать членом ШОС? Я об этом говорил с ПУТИНЫМ, с НАЗАРБАЕВЫМ, с членами ШОС».
Тем более что еще в 2011 году Турция подала официальный запрос на статус «партнера по диалогу» со всеми государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества. И тему о вхождении в ШОС Эрдоган, по его словам, уже обсуждал с Москвой, Астаной и другими членами этой организации.
Интересно, поднимался ли этот вопрос во время недавнего визита президента Турции в соседний Узбекистан после смерти Ислама КАРИМОВА? Не секрет, что долгое время отношения между этими странами были довольно прохладными. Часть узбекской оппозиции нашла убежище на турецкой территории, что не нравилось Ташкенту. В результате Узбекистан даже не участвовал в деятельности Совета сотрудничества тюркоязычных государств, куда входили Турция, Казахстан, Азербайджан и Кыргызстан. Ташкент также отказался войти в Международную организацию тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). Но зато довольно активно участвовал в работе ШОС.
И визит президента Турции в Узбекистан имел своей целью не только познакомиться с возможным преемником Каримова, но и растопить лед в отношениях между двумя странами. В этом случае Узбекистан вряд ли выступит против участия Турции в ШОС.
Первая скрипка ШОС
Первую скрипку в этой организации играет не Казахстан, Узбекистан и даже не Россия, а Китай. Ведь ШОС для Пекина - это пока единственный геополитический инструмент постоянного присутствия на постсоветском пространстве. На экономическом фронте КНР активно продвигает другой свой проект - «Экономической пояс Шелкового пути», который активно стягивается вокруг Центральной Азии. Хотя в самом Пекине до сих пор идут разговоры: что дальше делать с ШОС?
Оставить эту организацию только для обеспечения безопасности, как этого хочет и Россия, или присоединить ее к «Экономическому поясу», на основе принципа «двух колес», где, кроме «безопасности», у ШОС должно появиться и другое «колесо» - в виде совместных экономических проектов с другими участниками.
Кстати, Москва, пытаясь не упустить контроль над ситуацией, уже предложила ШОС создать более эффективный механизм партнерства с ОДКБ. Более того, Россия не против взаимодействия между проектом «Экономический пояс Шелкового пути» и ЕАЭС. Хотя Китай пока еще традиционно больше делает акцент на активизацию двустороннего сотрудничества с каждой из стран-участниц ШОС.
Что касается расширения ШОС, то этот процесс шел довольно сложно. Изначально организация создавалась только с участием государств, которые имеют общую границу с Китаем. И Пекин долгое время не хотел увеличивать их число, опасаясь потери контроля над региональным объединением из-за возможных разногласий между новыми участниками.
Несколько лет назад на одном из саммитов ШОС даже рассматривался меморандум о специальных обязательствах, которые на себя должно было брать любое государство-заявитель в случае получения статуса постоянного члена организации.
Лишь в прошлом году после долгого рассмотрения началась процедура приема в состав ШОС Индии и Пакистана. Первую кандидатуру активно лоббировала Россия, а вторую - Китай и Узбекистан. С точки зрения Пекина и Москвы, появление в составе ШОС двух ядерных новичков может значительно повысить ее международный вес. И это факт даже стал перевешивать постоянные трения между Дели и Исламабадом. На последнем саммите ШОС, который прошел в Ташкенте в июне этого года, Россия заявила о возможности полноправного членства Индии и Пакистана в ШОС уже в 2017-м.
Есть в ШОС и государства-наблюдатели: Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия. При этом перспектива вхождения Ирана в организацию в качестве постоянного члена стала реальной после ослабления напряжения между Тегераном и Западом по поводу иранской ядерной программы. На июньском саммите этот вопрос также обсуждался. Хотя ситуация может снова ухудшиться, если новый президент США Дональд ТРАМП и республиканское большинство в Конгрессе приостановят процесс потепления между Ираном и западными странами, который начался при Бараке ОБАМЕ.
Дипломатические горки Турции и Китая
Что касается Турции, то одним из лоббистов вхождения этой страны в ШОС может быть Казахстан. (Не стоит забывать, что в свое время Астана даже предлагала Турции войти в Евразийский экономический союз. Хотя после появления Армении в рамках ЕАЭС перспектива участия Турции в этом союзе пока сомнительна.) К тому же именно наша страна в следующем году должна проводить очередной саммит ШОС.
В то же время отношения между Анкарой и Пекином при Эрдогане вряд можно было назвать ровными. Они напоминают дипломатические горки. С одной стороны, Китай вполне устраивает нынешняя антиамериканская риторика турецкого президента, а также довольно тесные экономические связи двух стран, в том числе подключение Турции к «Экономическому поясу Шелкового пути».
В прошлом году Турция и Китай совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией учредили консорциум по транспортировке грузов из КНР в Европу. Соглашение было подписано в ноябре 2015-го в Стамбуле представителями крупных транспортно-логистических операторов стран-участниц проекта. Речь идет о том, что контейнеры должны отправляться с запада Китая, из Синьцзян-Уйгурского автономного района, через Казахстан по железной дороге в порт Актау. Затем они плывут на пароме через Каспий в Азербайджан, откуда по суше - в Грузию и Турцию. Из этих стран по железной дороге грузы идут уже дальше в Европу.
С другой стороны, между двумя странами возникали и скандальные ситуации. В 2009 году в ходе беспорядков в Урумчи, где произошли столкновения между уйгурами и ханьцами, Эрдоган, выступая в поддержку первых, назвал эти события «геноцидом». Более того, он хотел вынести ситуацию в СУАР на рассмотрение Совета безопасности ООН. А министр промышленности Турции Нихат ЭРГИН даже призвал к бойкоту китайских товаров.
Позже ситуацию удалось сгладить, что позволило Турции стать в ШОС «партнером по диалогу». В 2012 году Реджеп Тайип Эрдоган стал первым турецким лидером, который в рамках официального визита в Китай посетил СУАР. Хотя у Пекина осадок остался. Тем более что в прошлом году в Турции снова прошли антикитайские митинги с требованием защитить права мусульман-уйгуров. В ответ власти Китая предупредили своих граждан об опасности пребывания в Турции.
Таким образом, если Эрдоган заявляет о желании вступить в ШОС не для красного словца, ему придется поменять свою риторику по отношению к ситуации в СУАР. Ведь в рамках этой организации Китай уже давно пролоббировал принятие своей концепции «трех зол»: сепаратизм, терроризм и экстремизм. Где под «первым злом» имелась в виду и деятельность сепаратистских организаций в Синьцзяне.
Меньше всего Пекин хотел бы видеть в ШОС появление нового члена, который претендует на статус лидера всего тюркоязычного мира. Этого не захочет и Москва.
В принципе, Россию и Китай больше устраивает раздробленность тюркоязычного мира, где легче вести переговоры с каждым из государств по отдельности, чем с гипотетическим региональным блоком. Хотя даже турецкие эксперты, с которыми мне довелось общаться в последние годы, сомневаются в способности Турции взять на себя такую роль лидера. Это не получается у Турции даже в рамках Совета сотрудничества тюркоязычных государств.
Например, директор Института глобальной стратегии Еркумент ОКСУ заявил: «К сожалению, после обретения странами Центральной Азии независимости Турция не смогла занять важное место в регионе».
А по мнению турецкого эксперта Хакана ФИДАНА, проблема Турции состояла в том, что во время «холодной войны» она находилась «в спячке», утратив способность инициировать повестку дня. И когда в начале 90-х годов потребовалось это сделать, Турция не смогла. Теперь Анкаре придется учитывать присутствие в регионе российского и китайского факторов. Без этого она не сможет проводить эффективную политику в ЦА.
С Фиданом согласен профессор Института экономики и технологий Мустафа АЙДЫН, который считает, что Турция не была готова к распаду Советского Союза и у нее до сих пор нет хороших специалистов по Центральной Азии. Хотя эта страна, по сравнению с Китаем или ЕС, имела больше шансов укрепиться в регионе. С точки зрения Айдына, отношения между Турцией и странами ЦА по вине самой Анкары долгое время ничем не выделялись на фоне отношений с другими регионами. Что касается перспектив, то эксперт приходит к выводу о том, что, во-первых, Турция должна продолжать поддерживать политическую и экономическую независимость стран ЦА. Во-вторых, должна быть заинтересована в политической стабильности в этих странах во время смены власти.
Интересно то, что примерно о том же говорили и китайские эксперты в сентябре в ходе международной конференции в Чикаго, но с акцентом на политику Китая в Центральной Азии.
Фото: rusdialog.ru.