Какое вознаграждение получают авторы и исполнители хитов «Қызыл өрік» и «Ауырмайды жүрек»
На снимке: Акылбек Жеменей. Его песня «Қызыл өрік» - асболютный чемпион по исполняемости в ресторанах.
На прошлой неделе Министерство юстиции провело конференцию, посвященную 20-летию принятия Закона «Об авторском праве и смежных правах». Кроме всего прочего, была названа такая цифра: в 2015 году авторам перечислено порядка 800 миллионов тенге.
Реакция СМИ последовала незамедлительно: они сразу же рассказали о том, что благодаря ресторанам и кафе местные авторы и исполнители могут получить серьезный дополнительный доход. Логика простая: подсчитайте, сколько раз в течение вечера на «летниках» звучат «Қызыл өрік» или «Ауырмайды жүрек», - помножьте это на положенный процент. Авторы, исполнители, аранжировщики могут больше не беспокоиться о своих доходах.
Но так ли это в действительности?
Как у нас происходит сбор и распределение вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав?
Давайте для начала разберемся, что подразумевается под этими объектами.
Итак, согласно принятому аж в 1996 году Закону РК «Об авторском праве и смежных правах», объектами авторского права являются (статья 7):
1) литературные произведения;
2) драматические и музыкально-драматические произведения;
3) сценарные произведения;
4) произведения хореографии и пантомимы;
5) музыкальные произведения с текстом или без текста;
6) аудиовизуальные произведения;
7) произведения живописи, скульптуры, графики и другие произведения изобразительного искусства;
8) произведения прикладного искусства;
9) произведения архитектуры, градостроительства, дизайна и садово-паркового искусства;
10) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
11) карты, планы, эскизы, иллюстрации и трехмерные произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
12) программы для ЭВМ;
13) иные произведения.
Соответственно, авторам этих произведений за их использование необходимо выплачивать вознаграждение, согласно постановлению правительства от 2004 года «О минимальных ставках авторского вознаграждения».
На снимке: ну как же без Кайрата Нуртаса! «Ауырмайды жүрек»...
Так вот, эфирные телеканалы и радиостанции - за то, что крутят чью-либо музыку, - обязаны выплачивать в авторские общества 1% от общего дохода.
В штате этих СМИ есть ответственные за заполнение так называемой «рапортички» - отчетной ведомости, в которую скрупулезно вносится информация о том, какие конкретно музыкальные произведения были в эфире и сколько раз за отчетный период. Как правило, телеканалы и радиостанции делают такие отчисления ежемесячно.
Эта рапортичка передается в авторское общество, где специальный отдел (называемый «распаёвка») занимается определением процента использования конкретного произведения.
После выявления этого процента производится распределение вознаграждения между авторами этого музыкального произведения: композитором, поэтом и аранжировщиком.
Всё прекрасно, всё замечательно?
Но это - в идеале!
На самом же деле аранжировщики практически никогда не подписывают договоров с продюсерами или исполнителями и, соответственно, не требуют указания своих имен при размещении песен в теле- и радиоэфире.
А раз их не указали в рапортичке, то, значит, законного распределения вознаграждения на них не будет!
Далее.
Как правило, на телеканалах практически не требуют предоставления информации о происхождении песен, и, значит, авторов этих песен могут либо не указать в этой рапортичке, либо указать неверно (!), что тоже может привести к неправильному распределению вознаграждения.
Еще один источник поступления авторского вознаграждения - это кафе, рестораны, торговые центры, фитнес-клубы, дискотеки, караоке. Они так же обязаны заключить договоры с авторскими обществами и выплачивать вознаграждение.
Но ни одно из них не заполняет рапортичку или какой-нибудь другой документ с таким содержанием!
А это означает, что вознаграждение не может быть распределено достоверно и, значит, будет распределено руководством авторского общества… по своему усмотрению, то бишь «на глазок»! И значит, эти деньги осядут на счетах авторских обществ, которые, согласно закону, могут держать их у себя 3 (!) года и все эти 3 года должны искать авторов этих произведений! По истечении этого срока авторское общество имеет право потратить это невостребованное вознаграждение… на собственные административные нужды. Я помню, как одно авторское общество «усиленно» искало таких авторов, разместив объявление в… районной газете Алматинской области.
А теперь немного статистики.
По официальной информации, в Казахстане зарегистрировано 9 (девять!) организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами.
Из них:
- существуют только на бумаге - 3,
- собирают вознаграждение и хоть что-то выплачивают своим правообладателям - 3,
- просто собирают отчисления — 3.
Для сравнения: в России с населением в 146 миллионов человек подобных обществ - всего 4.
Я думаю, нетрудно догадаться, что благодаря такой «моде» на авторские общества казахстанские авторы и исполнители еще не скоро смогут жить за счет авторских отчислений.