Наибольший объем в 29,9 млн тонн (70,8%) в прошлом году было транспортировано именно через Каспийский трубопроводный консорциум
20 марта на нефтетерминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) произошла авария, которая частично парализовала самое крупное экспортное направление Казахстана - нефтедобычу. На данный момент поставки частично восстановлены, но свой отпечаток на экономике авария оставила. Что же она изменила, расскажем далее.
Главная болезнь
Казахстан по-прежнему страдает Голландской (ресурсной) болезнью, потому что минеральные продукты продолжают составлять основную часть экспорта — 81,6% от всего экспорта. За почти же 20 лет в стране добыто 900 млн тонн нефти (объем 13 Каспийских морей).
Структура нефтеэкспорта
Основными действующими экспортными маршрутами казахстанской нефти являются трубопровод Атырау — Самара, трубопровод КТК, трубопровод Атасу — Алашанькоу, морской терминал Актау. При этом наибольший объем в 29,9 млн тонн (70,8%) в прошлом году было транспортировано именно через КТК.
Какими будут последствия аварии?
Несмотря на частичное восстановление работы КТК, из-за 3-4 недельного ремонта Казахстан может потерять около 320 тыс. баррелей нефти в сутки (1,3 млн тонн, $34 млн) – по оценке министерства энергетики.
Тенге в плюсе
Временное снижение поставок нефти увеличило спрос и укрепило тренд роста цены барреля нефти марки Brent до $108. В то же время сразу два решения привели к укреплению рубля:
• была введена обязательная продажа 80% экспортной выручки в валюте и ее конвертация в рубли;
• Россия объявила о решении перевести расчеты за газ и нефть в рубли.
В таком контексте курс тенге также начал укрепляться вслед за укреплением рубля.
Как еще выигрываем в этой ситуации?
Ранее в рамках договора ОПЕК+ Казахстан согласился на сокращение добычи нефти в рамках компенсационного плана. Сейчас Минэнерго планирует воспользоваться поломкой и снижением уровня поставок и к концу июня полностью компенсировать свои обязательства по ограничению добычи нефти.
Итог
Несмотря на временный перебой с экспортом нефти и укрепление курса тенге на 7% с момента аварии, в долгосрочной перспективе эффект будет негативным, так как сейчас не функционирует основной канал нефтеэкспорта, что повлияет и на платежный баланс страны, а в дальнейшем окажет давление и на курс тенге.
Источник: Telegram-канал: @marketanatomy.
Фото: facebook/cpcpipe.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!