Авария КТК: плохо или нет

2672 просмотров
0
Анатомия рынка
Четверг, 31 Мар 2022, 14:15

Наибольший объем в 29,9 млн тонн (70,8%) в прошлом году было транспортировано именно через Каспийский трубопроводный консорциум

20 марта на нефтетерминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) произошла авария, которая частично парализовала самое крупное экспортное направление Казахстана - нефтедобычу. На данный момент поставки частично восстановлены, но свой отпечаток на экономике авария оставила. Что же она изменила, расскажем далее.

Главная болезнь

Читайте также
Почему цены на продовольствие продолжат расти

Казахстан по-прежнему страдает Голландской (ресурсной) болезнью, потому что минеральные продукты продолжают составлять основную часть экспорта — 81,6% от всего экспорта. За почти же 20 лет в стране добыто 900 млн тонн нефти (объем 13 Каспийских морей).

Структура нефтеэкспорта

Основными действующими экспортными маршрутами казахстанской нефти являются трубопровод Атырау — Самара, трубопровод КТК, трубопровод Атасу — Алашанькоу, морской терминал Актау. При этом наибольший объем в 29,9 млн тонн (70,8%) в прошлом году было транспортировано именно через КТК.

Какими будут последствия аварии?

Несмотря на частичное восстановление работы КТК, из-за 3-4 недельного ремонта Казахстан может потерять около 320 тыс. баррелей нефти в сутки (1,3 млн тонн, $34 млн) – по оценке министерства энергетики.

Тенге в плюсе

Временное снижение поставок нефти увеличило спрос и укрепило тренд роста цены барреля нефти марки Brent до $108. В то же время сразу два решения привели к укреплению рубля:

• была введена обязательная продажа 80% экспортной выручки в валюте и ее конвертация в рубли;
• Россия объявила о решении перевести расчеты за газ и нефть в рубли.

Читайте также
Кому война, а кому мать родна: выигравшие и пострадавшие от российско-украинского конфликта

В таком контексте курс тенге также начал укрепляться вслед за укреплением рубля.

Как еще выигрываем в этой ситуации?

Ранее в рамках договора ОПЕК+ Казахстан согласился на сокращение добычи нефти в рамках компенсационного плана. Сейчас Минэнерго планирует воспользоваться поломкой и снижением уровня поставок и к концу июня полностью компенсировать свои обязательства по ограничению добычи нефти.

Итог

Несмотря на временный перебой с экспортом нефти и укрепление курса тенге на 7% с момента аварии, в долгосрочной перспективе эффект будет негативным, так как сейчас не функционирует основной канал нефтеэкспорта, что повлияет и на платежный баланс страны, а в дальнейшем окажет давление и на курс тенге.

Источник: Telegram-канал: @marketanatomy.

Фото: facebook/cpcpipe.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Казахский язык спасут не деньги, а новая педагогическая философия
Почему миллиардные траты не повышают качество преподавания госязыка
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента