Алма-Ата и Алматы. Весь национальный балет Казахстана в одном альбоме

3080 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 12 Ноя 2023, 18:30

Словами про него не рассказать, надо смотреть на это "три в одном" - про литературу, балет и живопись

Пока я радостно встречала осень в путешествиях, в родной стране произошло очень важное событие: презентация арт-альбома "89 лет казахскому балету". В альбоме реконструирована вся история национальных спектаклей, которые ставили в Казахстане.

Произошла презентация в очень правильном месте – Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая. А где ж еще представлять проект, посвященный истории балета? Тем более балета национального!

Ведь что такое национальный балет? Это спектакли, поставленные на казахстанских сценах на казахские национальные сюжеты, на сюжеты из жизни современного Казахстана, на темы истории. Ну и конечно, на вечные темы любви и дружбы. Нашему балету в январе 2024 года, как я немного уже писала, исполнится 90 лет.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Нереальная реальность

За эти годы на сценических площадках страны поставили огромное количество балетных спектаклей. Ну кто из нас не был на "Щелкунчике", "Сильфиде", "Лебедином озере" или "Жизель"? Все были, а кто не был, точно слышал про них. Ибо спектакли прекрасны, проверены временем на зрительскую любовь и прочность - классика балета.

Но хореографическое искусство развивается постоянно, не стоит на месте. Да и как ему стоять – это ж балет! Он просто обязан лететь, стремиться ввысь! К тому же приходят новые постановщики, композиторы, исполнители, зрители. Да и само время меняется - и всё это отражается в искусстве.

Значение хореографического искусства в Казахстане как общественного явления растет – посмотрите на аншлаги в театрах! Все эти годы остро стоит вопрос создания национальных балетных спектаклей, способных отразить дух времени, новые тенденции в технике, наши, то есть зрительской аудитории, потребности. Ну и представить – достойно, с блеском, лицо нашей культуры на мировых сценах.

Тем более, что за годы существования казахстанской хореографии накоплен солидный опыт создания национальных спектаклей.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Бумажное письмо

И альбом наглядно это демонстрирует. Авторы считают его своеобразной антологией казахского национального балета, потому что сюда вошла информация о почти всех спектаклях на казахские национальные сюжеты за 90 лет существования нашего балета. Некоторые из постановок мало знакомы широкой аудитории (то есть большинству любителей балета), а некоторые и вовсе были утеряны.

Кропотливый труд: команд проекта собрала историю национального балета от самых первых спектаклей до наших дней - 65 спектаклей!

Среди них спектакли Казахского национального театра оперы и балета имени Абая, Государственного академического театра танца Республики Казахстан, театра современного танца "Самрук", Танцтеатра сестер Габбасовых, Национального театра оперы и балета имени К. Байсеитовой, театра "Астана Балет", Государственного театра оперы и балета "Астана Опера", Алматинского хореографического училища имени А. Селезнева и Казахского национального университета искусств.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Неэкспертное мнение

"В процессе подготовки Тогжан МОЛДАЛИМ как куратор проекта и креативная лаборатория Qazaq Ballet, поддержавшая ее идею, сделали своего рода историческую реконструкцию знаковых для казахского балета постановок разных лет ведущими театральными коллективами и балетными труппами страны. Исследовательская группа опиралась на архивные документы, и фотоматериалы, эскизы костюмов и декораций, личные воспоминания очевидцев и участников событий, представив краткое описание каждого спектакля, историю его постановки, сопровождающий визуальный материал", - написала про альбом Екатерина РЕЗНИКОВА, кандидат искусствоведческих наук, ученый секретарь музея им. Кастеева, заслуженный деятель Казахстана.

А Тогжан собрала очень хорошую команду единомышленников – энтузиастов, любящих, ценящих и понимающих балетное искусство.

Художник Жаннат БАЙМУХАНОВА в качестве художника-сценографа оформляла театральные спектакли, была постановщиком исторического сериала "Казахское ханство. Алмазный меч", работала над документальным кино.

Дизайнер Гузель НУРИМБЕТОВА как дизайнер и верстальщик работала раньше над проектами книг, альбомов и учебников, в том числе "Сильфида казахского балета", "Казахский танец сквозь века" и другими.

Редактор Дамир УРАЗЫМБЕТОВ – основатель и руководитель креативной лабораториии журнала Qazaq Ballet, балетмейстер, режиссер. Именно этому человеку я благодарна за то, что он пробудил у меня интерес к истории балета. Читайте вот тут об этом.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Сель в разрезе городской истории

Ольга БАТУРИНА, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории и теории изобразительного искусства академии искусств имени Жургенова так охарактеризовала эту команду: "Коллеги, которые создали этот альбом, настолько погружены в мир балета, музыки, театра, что их любовь к искусству передается всем окружающим. Это не просто созерцающая, но деятельная любовь. Настоящее преданное всепоглощающее служение высокому искусству".

И добавила, что не удивилась, что идея создать иллюстрированную хронику истории казахского балета пришла в голову именно этим людям, ибо они уже давно занимаются не только практикой балетного искусства, но и его сохранением, изучением и популяризацией.

Я листаю этот альбом, вчитываюсь в строки, разглядываю фотографии… Люблю такие книги – вижу, какой труд в них вложен, за каждой строкой тщательная работа, "копание" в архивах, вдумчивое исследование. И передо мной постепенно выстраивается историческая картина – как шаг за шагом, спектакль за спектаклем создавался наш национальный балет.

Самое неблагодарное дело – пытаться рассказать словами о том, что надо смотреть. Ибо альбом – это три в одном: литература, балет, живопись. Информация здесь ценнейшая, редкая. Некоторые даты, имена, факты, касающиеся исторических постановок, уже и не найти, наверное, никогда, время стерло их не только из памяти людей, нет уже и архивных записей, фотографий, эскизов. И то, что найдено – это очень, очень важно для истории и людей.

Иллюстрации – уникальны. Это картины, которые создавались на основе реальных фотографий и эскизов. А если таковых не было, то сюжет воссоздавали по описаниям спектаклей. И еще следили внимательно, чтобы правда историческая совпадала с правдой балетной: так ли руки взлетели, так ли ноги стоят... Это нам, людям непосвященным, все едино, было бы красиво, а для специалистов балета не может тут быть никаких мелочей.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Памяти художника посвящается

Начинается повествование с 1938 года – именно тогда и был поставлен первый национальный хореографический спектакль: "Калкаман и Мамыр", история любви… Она многим известна. Кому-то легенду рассказывали бабушки-мамы, кто–то читал ее в переложении известных писателей, а кто-то видел на сцене.

Сразу вспомнилось, что в прошлом году состоялась премьера "Калкаман – Мамыр" в "Астана Опера". Я там была, видела все своими глазами, и действо было замечательное. Очень масштабное – в постановке заняли почти 200 артистов - солистов оперы, балета и музыкантов оркестра. Красивое, талантливое.

Прекрасный юноша Калкаман влюбился в нежную девушку Мамыр, но они оказались из одного рода и за нарушение традиции их приговорили к смертной казни. Согласно поэме, девушку Мамыр убивает ее отец Кокенай, и Калкаман вынужден покинуть свою родину…

Вот такая трагедия.

В основу либретто легла поэма Шакарима КУДАЙБЕРДИЕВА, и собственно спектакль был создан в преддверии 165-летия автора. Спектакль решен в редком жанре оперы-балета. Главные партии у солистов оперы, а у балетной части произведения была задача передать душевное состояние героев.

Но это современная версия истории. Мне было очень интересно узнать, что спектакль 1938 года был иным. Либретто писал Мухтар АУЭЗОВ, и я порадовалась за героев – они остались живы. Да и конфликт иной - Мамыр оплакивает своего погибшего жениха, но знакомство с Калкаманом дает ей надежду на счастье. Однако влюбленным приходится боротьсяс традициями: право наследования жены умершего родственника оспаривает Эскине. Молодых заставляют перепрыгнуть с одной скалы на другую, надеясь, что их в прыжке поразят стрелы. Но они остаются живы! И свободны, и теперь никому их не догнать.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Старый город на старых фото

Эта версия мне нравится больше!

Важно, что на странице есть краткая информация о постановке 1938 года. Что не имя, то отдельная история.

Балетмейстер Леонид ЖУКОВ.

"Жуков Леонид Алексеевич (1890 - 1951) - артист, балетмейстер, актер немого кино. По окончании Московского театрального училища, работал в Большом театре, сначала был солистом, а в 1922-1924 заведующим балетной труппой", -  это я читаю на сайте татарского академического театра оперы и балета.

Ведь он вел балетмейстерскую и педагогическую деятельность не только в Казахстане, но и в Украине, Кыргызстане, Татарстане. И в других странах он известен больше, чем у нас…

Художник Орал ТАНСЫКБАЕВ.

Советский художник-живописец, сценограф. По происхождению казах, родился в Ташкенте, умер в Нукусе. Кстати, именно там, в Нукусе в Государственном музее искусств имени И. Савицкого хранится более 500 его работ. Я счастлива, что в этом году была там и видела некоторые из них.

Народный художник СССР, один из основоположников узбекской живописи. А как театральный художник проявил себя в Алма-Ате, оформлял первый казахский балет. Наш город помнит его – имя Тансыкбаева носит Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Великому краеведу посвящается

Композитор Василий ВЕЛИКАНОВ.

Советский композитор, заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Родился в Санкт-Петербурге, там же закончил консерваторию (уже в Ленинграде), работал во многих передвижных театрах.

В Казахстане он жил и работал с 1937 года. Был в ряду композиторов, которые заложили основу для развития казахской профессиональной музыки, автор национальных балетов "Калкаман и Мамыр" и "Камбар и Назым" (1950), оперы "Пленница" (1939). Создал множество симфонических, камерно-инструментальных произведений, оркестровых пьес, фантазий, песен, романсов, музыку к кинофильмам, спектаклям Казахского и Русского театров драмы. Умер 29 января 1989 года, похоронен на Центральном кладбище Алматы. Но могила утеряна, увы. Знаю волонтеров, энтузиастов, которые уже несколько лет ее ищут, д и сама во время наших поисковых экспедиций на Центральном кладбище всегда держу в уме это имя… Но пока безрезультатно…

Кстати, балету "Камбар и Назым" в этом альбоме тоже посвятили страницу. Этот балет поставили в 1950 году на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета. Балетмейстером был Михаил МОИСЕЕВ (1882 -1955) - советский артист балета и балетмейстер, он когда-то выступал в труппе Оперного театра С. И. Зимина, гастролировал в США с труппой Анны ПАВЛОВОЙ. В советское время работал в театрах Воронежа, Одессы, Свердловска, Новосибирска, Еревана, Вильнюса и у нас, в Алма-Ате. А сопостановщиком выступил наш легендарный Курманбек ЖАНДАРБЕКОВ, один из основателей казахского национального профессионального театра, оперный исполнитель, режиссер, педагог. Выступая консультантом и режиссером-постановщиком национальных балетов, способствовал возрождению казахского танцевального искусства.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Прямо по Гоголя

И вот так на каждой страничке: название балета, фамилии, имена создателей, даты премьеры.

Что еще ценно в этой книге – здесь собраны все национальные балетные постановки, не только те, что случились в Алматы (Алма-Ате) и Астане (Целинограде, Нур-Султане).

"Книга художественно репрезентирует сцены из всех национальных спектаклей, поставленных во всех музыкальных театрах и хореографических труппах Казахстана со дня первой постановки в 1938 году до самой новой в 2023 году. Среди них спектакли Казахского национального театра оперы и балета имени Абая, Государственного академического театра танца Республики Казахстан, театра современного танца "Самрук", Танцтеатра сестер Габбасовых, Национального театра оперы и балета имени К. Байсеитовой, театра "Астана Балет", Государственного театра оперы и балета "Астана Опера", Алматинского хореографического училища имени А. Селезнева и Казахского национального университета искусств", - это тоже цитата из альбома.

"Зимняя фантазия" (2008 год) – этот спектакль, к примеру, был поставлен в Национальном театре балета имени Байсеитовой в Шымкенте. Это очень добрая детская сказка. Музыку для нее написал Ренат САЛАВАТОВ, либретто Альжана ШОМАЕВА.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Оштукатурить историю

Этот спектакль для детей был навеян мотивами известной сказки Андерсена "Снежная королева" - история спасения мальчика, унесенного в Снежный плен Снежной королевой. Только действие перенесено из Скандинавии в Астану – да-да, очевидцы говорят, что в декорациях был задник с узнаваемым видом столицы.

Сюжет такой: дети читают сказку Андерсена, засыпают, переносятся в нее и, выручая друзей из плена Снежной королевы, совершают путешествие по родной стране. По ходу действия детям приходится пройти через разные земли и страны, встретить встепи Сайгаков и Чабанов, на озере - Уток и Гусей, в солнечном саду – разные фрукты и ягоды.Все встреченные в пути герои помогают девочке"…

Балетмейстер Вячеслав ГОНЧАРОВ создал добрый и эмоциональный балет. У него танцуют все - и барашки, и пираты, и фрукты, и бахчевые. Веселая, легкая сказка!

А вот "Джунгарские ворота" - очень реальная история. И герои почти реальные – колхозники, басмачи, строительство железной дороги, соединяющей Китай и Казахстан. Злободневность и актуальность, политика и агитация. А еще любовь и дружба, верность и свобода…

Этот балет в Алма-Ате ставили дважды - в 1957 и в 1958 годах. Принимали участие в его создании казахстанские легенды: режиссёр, драматург, актер театра и кино, певец Канабек БАЙСЕИТОВ (он писал либретто), композитор Нургиса ТЛЕНДИЕВ, художница Гульфайруз ИСМАИЛОВА.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Интервью, которого не было

Или невероятный балет "Казахские сувениры" невероятного Булата АЮХАНОВА – в 1971 году и сам спектакль, и Молодой балет Алма-Аты произвели фурор в городе. Билеты раскупались задолго до спектакля, зрители были поражены новым, молодым искусством!

Это сейчас имя Булата Аюханова - узнаваемый̆ бренд страны и города. А тогда и город, и страна с ним только знакомились, добиваться тотального признания и любви пришлось лишь постоянным совершенствованием таланта. О становлении нового балета в Казахстане Аюханов рассказал в своих книгах: "Мой балет", "Биография чувств", "Витражи балета, или Па-де-бурре по жизни".

"Не связывайтесь с балетом, иначе на остальную жизнь не будет времени", - сказал как-то Булат Газизович, но разве ж кто из влюбленных в искусство балета прислушался к его совету?

Нет, не прислушался, связывались и связываются с балетом. И это хорошо.

Перечислять все спектакли, указанные в книге, нет смысла – надо читать и листать саму книгу. Тут и "Фрески" Заурбека РАЙБАЕВА (по мотивам поэмы Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА), и "Вечный огонь" Дюсенбека НАКИПОВА (к 65-летию со дня Победы), и "Пробуждение" Дамира УРАЗЫМБЕТОВА (спектакль об обращении к образам природы, здесь звучит народная музыка, музыка БРУСИЛОВСКОГО и ТУЛЕБАЕВА, а автор либретто – Дамир Уразымбетов, который выступил и редактором этого арт-проекта).

Листаю книгу и понимаю - наш национальный балет очень разный. Легенды, история, сказки, притчи и наоборот – очень реальные истории. И все это действительно про нас, про страну.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Музеев много не бывает

А в конце вот такая приписка от авторов:

"К сожалению, не все спектакли обнаружены в различных архивах, поэтому в арт-альбоме приводятся не все сцены. Возможно, в будущем удастся найти исторические фотографии видеозаписи или описания спектаклей прошлых лет и будет восстановлена полная картина казахского балета".

Так и хочется ответить – конечно, удастся!

И потому что уверена – продолжение следует!

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Пора ставить точку в споре о тепловозе: министерство транспорта дало чёткий ответ на запрос Ratel.kz
Как прекратить манипуляцию информацией, не подставив председателя Верховного суда Мергалиева
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
Почему жители Петропавловска месяц не могут попасть к врачу в поликлинике
О причинах “болезней” медицины перед общественниками отчитался глава облздрава
Заподозренному в коррупции экс-акиму Багдату Карасаеву нашли-таки замену
Новым акимом Илийского района стал Каиржан Жаксымбетов
Казахстанка не может получить наследство отца и опасается, что проиграет очередной суд из-за “телефонного права”
Горсуд отказал ей в проведении экспертизы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.