А у нас в квартире газ. А завтра будет?

34072 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Среда, 03 Мар 2021, 13:30

Нынешние тарифы не позволяют инвестировать в энергобезопасность

С 1 марта в Казахстане прекращено временное регулирование цен на сжиженный газ на автомобильных газовых заправках. Оно было введено в апреле 2020 года, когда вся страна из-за пандемии сидела на карантине.

Читайте также
Регулирование - распределение - дефицит

Люди в вынужденных отпусках получали по 42 500 тенге в месяц, и госкомиссия по обеспечению режима ЧП при главе государства поручила Министерству энергетики ввести временное государственное ценовое регулирование на реализацию сжиженного нефтяного газа на автогазозаправочных станциях (АГЗС).

Во исполнение этого решения 3 апреля был принят приказ №20293 "Об установлении предельных цен на розничную реализацию сжиженного нефтяного газа для заправки автотранспорта на автогазозаправочных станциях". Спустя неполный год, 1 марта 2021 года, данный приказ утратил силу. Теперь государство не вмешивается в ценообразование на заправках.

Большинство владельцев АГЗС моментально отреагировали на эту новость, объявив о повышении цен. В социальных сетях гуляет, в частности, скан уведомления владельца заправок из Мангистауской области ИП "Мырзабаев М.Т." о том, что со 2 марта розничная цена одного литра сжиженного нефтяного газа составляет 85 тенге без НДС.

Мы неоднократно писали о том, что цены на сжиженный природный газ в Казахстане будут расти, вне зависимости от желания или нежелания правительства. Потому что регулируемые цены в условиях дефицита не стимулируют производителей наращивать производство сжиженного газа.

Однако дорожать будет не только сжиженный, но и товарный газ – тот, которым отапливаются дома и который горит на кухнях сотен тысяч домохозяйств. Причина – та же. Сегодня тарифы на газ для населения не покрывают национальному оператору компании "КазТрансГаз" расходы по добыче, переработке и поставкам газа на внутренний рынок. По итогам 2020 года КТГ получил на внутреннем рынке убытков на сумму около 100 млрд тенге, которые были покрыты за счет экспортных поставок газа в Китай. Фактически сегодня за счет экспорта субсидируется внутреннее потребление. И если это позволяет нацкомпании худо-бедно сводить концы с концами, то на глобальные инвестиции финансовых ресурсов уже не остается. А они сегодня нужны.

Читайте также
"Политическая авария" или усталость металла?

Еще свежа в памяти авария на газопроводе "Союз" в Оренбургской области, случившаяся 23 февраля, в результате чего в Западный Казахстан прекратились поставки газа из России. Заморозки целого региона удалось избежать, благодаря оперативному переключению на компрессорных станциях газопровода "Средняя Азия-Центр", идущего по территории Казахстана. Как сообщила пресс-служба национального оператора, перенаправление газовых потоков позволило обеспечить "стабильную работу в Западно-Казахстанской области 28 газораспределительных станций, 2 газотурбинных электростанций и 1 теплоэнергетической станции, в Атырауской области 21 газораспределительных станции, 1 теплоэлектростанции и 1 газотурбинной электростанции. Таким образом была обеспечена бесперебойная подача товарного газа для всех категорий потребителей вышеуказанных областей страны".

Однако газовики бьют тревогу – построенная еще в советское время газотранспортная система работает на пределе своих технических возможностей. На сегодняшний день ее изношенность составляет 75%. Согласно нормативам безопасности, написанным, как часто говорят специалисты, кровью, максимальный нормативный срок эксплуатации магистрального газопровода и компрессорной станции составляет 50 лет. Сегодня более 21% магистральных газопроводов в Казахстане эксплуатируются больше 50 лет, еще 49% – от 40 до 50 лет, и лишь 10%, построенных в годы независимости – менее 30 лет.

Из 29 имеющихся компрессорных станций более полувека эксплуатируются пять, еще 9 – от 40 до 50 лет. В подземных хранилищах газа 520 скважин из 638 имеющихся прошли предельные сроки безопасной эксплуатации.

Читайте также
Кто старое помянет, тому газ вон

Если не начать незамедлительно реконструкцию и полную модернизацию выработавших нормативы объектов газовой инфраструктуры, то страну может ожидать череда техногенных катастроф. Согласно подсчетам специалистов, первый этап программы модернизации оценивается в 1,96 триллиона тенге. Таких свободных денег у нацкомпании, конечно же, нет. И выхода здесь два: либо привлекать кредитные ресурсы, проценты по которым лягут в тариф для потребителей. Либо прекратить (или, по крайней мере, уменьшить) субсидирование за счет экспорта внутреннего рынка, чтобы тариф на газ стал более-менее справедливым.

Рано или поздно придется выбирать. И лучше раньше.

P.S. Между тем, Служба коммуникаций Атырауской области сообщает, что во вторник, 2 марта, глава региона Махамбет ДОСМУХАМБЕТОВ провел "срочное заседание по вопросу сжиженного газа".

По словам заместителя руководителя областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Данияра МУКУШЕВА, в соответствии с планом Министерства энергетики, в феврале был направлен график о выделении области 4 600 тонн сжиженного нефтяного газа на март. Однако ТОО "Атырауский нефтеперерабатывающий завод" не в состоянии предоставить сжиженный газ из-за проводимых там ремонтных работ.

В связи с временным снижением производства сжиженного нефтяного газа в регионе, направлено письмо в Министерство энергетики для получения необходимого объема газа.

В настоящее время ведутся работы по закупке необходимых для марта месяца 4 500 тонн газа у других компании.

Фото: Корреспондент.net.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента